Функции и основные задачи современных Вооруженных сил, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных сил.

2. Руководство и управление Вооруженными силами. Реформа Вооруженных Сил России, ее этапы и их основное содержание.


Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, который, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны.

Президенту Российской Федерации предоставлено право в случае агрессии или непосредственно ее угрозы вводить на территории страны военное положение. Президент как Верховный Главнокомандующий в пределах своих полномочий может издавать приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны через Министерства обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил.

Национальные интересы России в области обороны заключаются в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств. Это положение требует концентрации усилий общества и государства на планомерном военном строительстве, реформировании Вооруженных Сил, приведении их в соответствии с балансом сил на мировой арене и экономическими возможностями государства.
На основе анализа изменений, прошедших в характере отношений Российской Федерации с ведущими державами мира, можно сделать вывод, что угроза крупномасштабной агрессии против России в обозримом будущем практически отсутствует. Вместе с тем не исключается попытка силового соперничества с Россией и реальную угрозу в обдает оберет России могут представлять:

В этих условиях главной целью практической деятельности государства признано совершенствование Вооруженных Сил РФ для обеспечения безопасности страны, возможности адекватного реагирования на угрозу, которые могут возникнуть для России в 21 веке, при рациональных затратах на национальную оборону.

В истории России военные реформы всегда проводились при изменения внешней ситуации, государственной политики в области обороны страны. На пороге 21 в. Россия встала перед необходимостью проведения военных реформ, начало которых было положение замыслов предстоящих преобразований, разработанными ведущими учеными и специалистами Министерства обороны, Генерального штаба, командование штабов видов Вооруженных сил, родов войск, военных округов и флотов.

Правовым фундаментом замыслов военной реформы стал указ Президента РФ, Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами от 16 июля 1997 года «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил РФ и совершенствованию их структур».

Для проведения военной реформы были уточнены задачи Вооруженных Сил с учетом внешнеполитической обстановки и возможности экономики России определены основные положения политики государства в области военного строительства. Все эта моменты нашли свое отражение в «Концепции национальной безопасности РОССИЙСКОЙ Федерации», утвержденная Указом Президента РФ от17 декабря 1997 года, в которой определено что Россия не стремится поддерживать паритет (равенства) в вооружениях и Вооруженных Силах с ведущими государствами мира и ориентируема на реализацию принципа задерживания, в основе которого лежит решимость использовать военную мощь для предотвращения агрессии. Для предотвращения войны и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, экономическим и другим не военным средствам. Однако пока не применение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют наличие достаточной для се обороны военной мощи.

Вооруженные силы России играют главную роль в обеспечении национальной безопасности государства силовыми методами.

Исходя из этого определенны основные задачи Вооруженных Сил:

В Концепции также определены основные принципы возможного применения Россией военной силы для обеспечения своей национальной безопасности. Россия оставляет за собой право на применение всех имеющихся в ее распоряжении сил я средств, включая и ядерное оружие, если в результате развязанной вооруженной агрессии возникает угроза самому существованию РФ как независимого суверенного государства.

Использование военной силы предусматривает осуществлять тогда, когда все не военные меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективны.

Эти положения определили основную цель реформы – создания высоко оснащенных, обладающих необходимым военным потенциалом сдерживания Вооруженных сил.

При планировании реформы Вооруженных Сил руководством
страны и Министерством обороны России учитывалась сложная
социально-экономическая ситуация в стране и возможности выделения средств на ее оборону.

С учетом всех факторов проведения мероприятий военной реформы было спланировано два этапа.

На первом этапе (1997 - 2000 гг.) предусмотрено перейти от пяти видов Вооруженных Сил к четырех-видовой их структуре. Для этого уже в 1997 г. был сформирован новый вид Вооруженных Сил — Ракетные войска стратегического назначения. Новые РВСН включили в себя военно-космические силы и Войска ракетно-космической обороны, Таким образом была решена ближайшая задача реформы - укрепление потенциала сдерживания.

В 1997 - 1998 гг. проведена работа по объединению ВВС и Войск ПВО. Завершено реформирование Сухопутных войск. В их составе создано определенное количество боеготовых соединений и частей, полностью укомплектованных людьми и оснащенных современной техникой. Осуществлена оптимизация структуры и боевого состава ВМФ во всех стратегически важных океанских районах.

К концу первого этапа реформы завершится оптимизация структуры Вооруженных Сил, я их численность составит 1,2 миллиона человек.
На втором этапе реформы (2001 - 2005 гг.) предусмотрено осуществить переход Вооруженных Сил на трех-видовую структуру путем объединения войск по сферам их применения: суша, воздух, космос, море.

Материальной основой реформирования Вооруженных Сил станут многофункциональные новые системы оружия стратегического, оперативного и тактического назначения. Для этого уже на втором этапе реформы предусмотрено завершить создание научно-технической и технологической основы для перевооружения нашей армян на новые, более эффективные образцы вооружения и военной техники.

Определены следующие приоритеты направления военно-технического обеспечения безопасности России:

В целом в результате реформы должны возрасти возможности Вооруженных Сил по выполнению задач стратегического сдерживания, предупреждению и отражению агрессии против России и ее союзников, локализации и нейтрализации конфликтов и войн, а также по реализации международных обязательств России.

Для решения этих задач Вооруженные Силы России в своем составе должны иметь:

Эти задачи признаны решить следующие реформированные виды Вооруженных Сил:

Ракетные войска стратегического назначения.

РВСН в новом составе предназначены для решения задач ядерного сдерживания в случае установления факта ракетно-ядерного нападения, его отражения и проведения эффективных ответных действий. Это войска, выполняющие роль главной составляющей части стратегических ядерных сил страны и находящиеся в постоянной боевой готовности.

Организованно РВСН состоят из ракетных армий и дивизий, полигонов, военно-учебных заведений, предприятий, учреждений запуска и управления космическими аппаратами, объединений и соединений
ракетно-космической обороны. Основной боевой единицей РВСН является ракетный полк.

Основу перспективной группировки стратегических ядерных средств РВСН составляет ракетный комплекс «Тополь-М». В настоящее время идет переход с шести типов межконтинентальных баллистических ракет на один - «Тополь - М».

Сухопутные войска. СВ являются самым многочисленным видом Вооруженных Сил. Они составляют основу группировок войск на стратегических направлениях. СВ предназначены для обеспечения безопасности и защиты нашей страны от внешних агрессий на сушу и защиты национальных интересов России в рамках ее международных обязательств по обеспечению коллективной безопасности.

В настоящие время в состав СВ входит пять родов войск- мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, ПВО и авиация.

В состав СВ входят соединения и части специальных войск - разведывательные, связи, радиоэлектронной борьбы, инженерные, радиационной, химической и биологической защиты, ядерно-технические, технического обеспечения, автомобильные и охраны тыла. Организационно в состав СВ включены воинские части и учреждения тыла.

В настоящие время СВ состоят из семи военных округов.
Организационно СВ состоят из общевойсковых танковых армий, корпусов, мотострелковых, танковых, пулеметно-артиллерийских дивизий, укрепленных районов, бригад, отдельных частей и др. воинских частей, учреждений, предприятий и организаций.

Военно-Воздушные силы.

ВВС нового состава сочетают в себе оборонительные я ударные функции, они предназначены для эффективного действия при отражении воздушно-космического нападения, завоевания господства в воздухе, а также решения задач авиационной поддержки Сухопутных войск, ведения воздушной разведай, транспортных перевозок и специальных задач.

Входе реформирования ВВС сформированы: воздушные армии - воздушная армия дальней авиации (ДА) и воздушная армия военно-транспортной авиации (ВТА); Московский округ ВВС и ПВО; армии ВВС и ПВО; отдельные корпуса ВВС и ПВО.

Военно-Морской флот

ВМФ в новых условиях предназначен для создания надежной обороны государства, обеспечения национальных интересов и поддержания военно-политической стабильности России на морских и океанских пространствах.
В состав ВМФ входят четыре флота (Северный, Тихоокеанский, Балтийский, Черноморский) и Каспийская флотилия, органы военного управления и родов сил: подводные я надводные силы, морская авиация, береговые войска, подразделения обеспечения и обслуживания.

Для решения приоритетной задачи Вооруженных Сил ВМФ -предотвращение развязывания войны в составе стратегических ядерных сил страны - в ВМФ сохранены морские стратегические ядерные силы.

Кроме морских стратегических ядерных сил в составе ВМФ имеются
силы общего назначения. Основой сил общего назначения ВМФ являются подводные силы, составляющие ядро ударного потенциала флота.

Hosted by uCoz