Тема 2.12. Выбор оптимального маршрута перевозки грузов.

Оглавление | Назад | Далее | Глоссарий понятий

Математический аппарат ДП, основанный на методология пошаговой оптимизации, может быть использовав при нахождении кратчайших расстояний, например, на географической карте, представленной в виде сети. Решение задачи по определению кратчайших расстояний между пунктами отправления и пунктами получения продукции по существующей транспортной сети является исходным этапом при решении таких экономических задач, как оптимальное прикрепление потребителей за поставщиками, повышение производительности транспорта за счет сокращения непроизводительного пробега и др.

Пусть транспортная сеть состоит из 10 узлов, часть из которых соединены магистралями. На рис.2.12 показана сеть дорог и стоимости перевозки единицы груза между отдельными пунктами сети, которые проставлены у соответствующих ребер. Необходимо определить маршрут доставки груза из пункта 1 в пункт 10, обеспечивающий наименьшие транспортные расходы. Модель транспортной сети представлена на рис. 2.12.

 

Рис. 2.12

В задаче имеется ограничение - двигаться по изображенным на схеме маршрутам можно только слева на право, т.е. попав, например, в пункт 7, мы имеем право переместиться только в пункт 10 и не можем возвратиться обратно в 5-й или 6-й. Эта особенность транспортной сети дает право отнести каждый из десяти пунктов к одному из поясов. Будем считать, что пункт принадлежит k-му поясу, если из него попасть в конечный пункт ровно за k шагов, т.е. с заездом ровно в (k - 1)-й промежуточный пункт. Таким образом, пункты 7, 8 и 9 принадлежат к первому поясу, 5 и 6 - ко второму, 2, 3 и 4 - к третьему и 1 - к четвертому. Тогда на k-м шаге будем находить оптимальные маршруты перевозки груза из пунктов k-го пояса до конечного пункта. Оптимизацию будем производить с конца процесса, и потому, дойдя до k-го шага, неизвестно, в каком из пунктов k-го пояса окажется груз, перевозимый из первого пункта.

Введем обозначения:
k
- номер шага (k = 1, 2,3,4);
i - пункт, из которого осуществляются перевозки (i = 1,2,..., 9);
j
- пункт, в который доставляется груз (j = 2,3,.., 10);
Сi, j
- стоимость перевозки груза из пункта i в пункт j.
Fk (i) - минимальные затраты на перевозку груза на k-м шаге решения задачи из пункта i до конечного пункта.

Очевидно, что минимум затрат на перевозку груза из пунктов k-го пояса до пункта 10 будет зависеть от того, в каком пункте этого пояса мы оказались. Номер i пункта, принадлежащего k-му поясу, будет являться переменной состояния системы на k-м шаге. Поскольку оптимизация осуществляется с конца процесса, то, находясь в некотором пункте i k-го пояса, принимается решение о перемещении груза в один из пунктов (k – 1)-го пояса, а направление дальнейшего движения известно из предыдущих шагов. Номер j пункта (k - 1)-го пояса будет переменной управления на k-м шаге.

Для первого шага управления (k - 1) функция Беллмана представляет собой минимальные затраты на перевозку груза из пунктов 1-го пояса в конечный пункт, т.е. F1(i) = Сi  10. Для последующих шагов затраты складываются из двух слагаемых - стоимости перевозки груза Сi, j из пункта i k-го пояса в пункт j (k - 1)-го пояса и минимально возможных затрат на перевозку из пункта j до конечного пункта, т.е. - Fk - 1 (i). Таким образом, функциональное уравнение Беллмана будет иметь вид

Минимум затрат достигается на некотором значении j*, которое является оптимальным направлением движения из пункта i в конечный пункт. На четвертом шаге попадаем на 4-й пояс и состояние системы становится определенным i = 1. Функция F4(1) представляет собой минимально возможные затраты по перемещению груза из 1-го пункта в 10-й. Оптимальный маршрут определяется в результате анализа всех шагов в обратном порядке, а выбор некоторого управления j на k-м шаге приводит к тому, что состояние системы на (k - 1)-м шаге становится определенным.

Пример 2.12.1

Упражнения

Оглавление | Назад | Далее | Глоссарий понятий

Hosted by uCoz