<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>


Тема 3.3. «Изменение свойств масел и оценка их качества»


 

При эксплуатации автомобиля под воздействием различных факторов (рис. 2.18) масло теряет свои первоначальные свойства, или, как принято говорить, стареет. Загрязняющие примеси (их доля достигает 0,08-0,23 %), попадающие в двигатель вместе со свежим маслом, образуются при его изготовлении и накап­ливаются в масле в процессе его транспортирования, хранения и непосредст­венно при заправке системы смазки.

Загрязнения моторного масла по характеру про­исхождения бывают органическими и неорганиче­скими. Частицы органических загрязнений (размером немногим более 2 мкм) попадают в масло из камеры сгорания двигателя (продукты неполного сгорания топлива), а также образуются при термическом разложении, окислении и полимеризации Масла. К неорганическим загрязнениям относятся: частицы пыли, попавшие в двигатель через систему питания (с воздухом); продукты износа деталей размером 0,5-1 мкм); оставшиеся в двигателе после его изготовления технологические загрязнения (стружка, абразив); продукты срабатывания зольных присадок в маслах; вода, соединения серы и свинца, проникающие в масло из камеры сгорания двигателя.

Рис.2.16. Минеральное всесезонное моторное масло Mobil Super M

Рис.2.17. Универсальное минеральное моторное масло MANNOL Racing

Рис. 2.18. Вещества, загрязняющие моторные масла

Кроме того, при старении масла окисляются его углеводороды, срабатыва­ются присадки и др.

При старении масел изменяются практически все их физико-химиче эксплуатационные свойства: вязкость, температура вспышки, коксуемость, а держание воды, щелочное и кислотное числа, содержание нерастворимо осадка и продуктов изнашивания.

Вязкость масла в процессе работы двигателя может, как увеличиваться, так и уменьшаться. Увеличивается она в результате испарения легких фракций масла, накопления в нем продуктов неполного сгорания топлива в виде с окисления углеводородов масла, уменьшается — при попадании в масло топлива, а также в результате разрушения полимерной присадки в загущенных маслах.

При нормальной работе двигателя и использовании обычного минерального (незагущенного) масла в связи с накоплением в нем продуктов окисления полимеризации, попаданием продуктов износа и сгорания топлива вязк масла, как правило, увеличивается. Интенсивность повышения вязкости масла зависит от температуры в зонах окисления, качества топлива (содержания в нем серы), совершенства процесса сгорания, эффективности Фильтрации масла и попадания в него охлаждающей жидкости. Значительное увеличение вязкости масла нежелательно, так как при этом уменьшается его поступление к парам трения и снижается эффективность фильтрации, а также ухудшаются пусковые свойства двигателя. Вязкость моторных масел оценивают с помо­щью вискозиметра типа «Флостик», вискозиметра СЭВ-1, двухкапиллярного вискозиметра и др.

При неполном сгорании топливно-воздушной смеси или вследствие утечек из системы питания в масло может попадать топливо, в результате чего вязкость масла заметно снижается. Кроме того, под воздействием легких фракций топли­ва масло окисляется значительно быстрее, образующиеся при этом органиче­ские кислоты и отложения значительно ухудшают его качество. В результате воз­можно повреждение подшипников, на деталях двигателя интенсивнее образуют­ся нагар и лаковые отложения.

Степень разжижения масла топливом и наличие в масле легких топливных фракций определяют по температуре вспышки масла в открытом тигле и с помо­щью ловушки. Современные масла при производстве имеют температуру вспышки, превышающую 200 °С. Снижение температуры вспышки масла до 175 °С и ниже обычно указывает на присутствие в нем топлива.

Коксуемость масла повышается по мере его работы в результате накопления в нем продуктов окисления и неполного сгорания топлива.

Содержание воды в масле ухудшает его эксплуатационные свойства: повы­шает коррозионность, снижает смазывающие свойства. При этом возрастают водородный износ деталей, коррозия вкладышей подшипников скольжения и других деталей из цветных металлов и сплавов при высоких температурах. Вода может попадать в масло вместе с прорывающимися газами из камер сгорания; из системы охлаждения двигателя через негерметичные уплотнения; в результате конденсации влаги при резком понижении температуры, в частности, при ох­лаждении двигателя после работы; вследствие заливки в двигатель масла, по ка­ким-либо причинам уже содержащего воду.

Для нейтрализации вредного воздействия воды следует содержать системы охлаждения и вентиляции картера двигателя в исправном состоянии, сокращать время прогрева двигателя до рабочей температуры, соблюдать оптимальный те­пловой режим двигателя.

Содержание воды в масле оцени­вают по характеру горения фильтро­вальной бумаги, пропитанной прове­ряемым маслом; при опускании в масло металлической пластины или стержня (масляного щупа); с помо­щью сульфата магния, а также гидри­да кальция.

Щелочное число масла снижает­ся при уменьшении концентрации мо­ющих присадок. При этом в масле на­капливаются кислые продукты, что по­вышает коррозионный износ деталей.

Основной функцией щелочных присадок масла является нейтрализация кислот и защита от коррозии.

 

Рис.2.19 Минеральное всесезонное моторное масло «Спектрол Глобал Плюс»


Рис.2.20 Минеральное моторное масло Техасо Havoline Premium

Детергентно-диспергирующие свойства и загрязнение масла оценивают методом капельной пробы и методом определе­ния объема выделившегося осадка под действием растворителя селективного ха­рактера.

Кислотное число увеличивается при ускоренной степени окисления масла и разложении присадок.

Содержание нерастворимого осадка в количественном выражении определяет интенсивность поступления в масло проду­ктов неполного сгорания топлива, частиц износа, пыли, срабатывания присадок.

Содержание продуктов изнашивания оп­ределяют методами нейтральной активации, спектрального анализа или радиоактивных изотопов.

Старение масел при работе двигателей представляет собой сложный про-

цесс. В процессе старения масла наблю­даются изменения концентрации, строения и эффективности присадок. Это происходит в результате разложения, взаимодействия с продуктами сгора­ния топлива и окисления масла, фильтрующими элементами и деталями ав­томобиля.

Повышенная температура и кислород воздуха, с которым контактирует мас­ло, вызывают окисления и окислительную полимеризацию его молекул. Такие продукты окисления углеводородов, как смолы, органические кислоты, присут­ствующие в масле в растворенном состоянии, способствуют увеличению вяз­кости и кислотного числа, а асфальтеновые соединения, вызывающие образо­вание лаковых отложений, — залеганию и пригоранию поршневых колец. Мел­кая устойчивая механическая смесь продуктов окисления приводит к образо­ванию нагара и шлама. Продукты глубокой окислительной полимеризации, от­личающиеся в зонах высокой температуры и поступающие обратно в картер, как и другие выпавшие отложения, продолжают оказывать негативное влияние на масло.

Таким образом, в картере работающего двигателя формируется сложная смесь исходного масла с самыми разнообразными продуктами его старения, от которых полностью очистить масло фильтрацией не удается.

Отложения, образующиеся в двигателе в результате превращения углеводо-родов, делятся на нагары, лаки и осадки.

Нагары — твердые углеродистые вещества, откладывающиеся на стенках ка­меры сгорания, клапанах, свечах, днище поршня и на верхнем пояске боковой поверхности поршня.

Химический состав нагара зависит как от качества масла и топлива, так и от режима работы двигателя, запыленности воздуха, наличия присадок и др. Основную часть нагара составляют карбены и карбоиды (50-70 %), смолы и масла (15-40 %), асфальтены и оксикислоты (3-6 %), зола (1-10 %).

Количество образующегося нагара зависит от качества масла и его расхода, также от качества применяемого топлива. Толщина слоя нагара зависит от теп­лового режима работы двигателя: чем ниже температура стенок камеры сгора­ния, тем больший слой нагара на них образуется. Летом нагара образуется меньше, чем зимой.

Ообильный нагар ухудшает охлаждение камеры сгорания и уменьшает ее объем, в результате чего увеличивается степень сжатия, возникает детонация (хара­ктерный металлический стук), снижается мощность двигателя. Возможно, разру­шение деталей из-за преждевременного воспламенения смеси от раскаленных частиц нагара, абразивный износ зеркала цилиндра частицами нагара, а также загрязнение моторного масла.

Нагар с деталей двигателя удаляют механическим или химическим способа­ми, используя различные добавки в моторное топливо.

Лаковые отложения представляют собой богатые углеродом вещества, формирующиеся в виде отложений на поршне: в канавках под поршневые коль­ца, на юбке и внутренних стенках.

В состав лаковых отложений входят оксикислоты, асфальтены и другие про­дукты глубокого окисления масла.

Несмотря на относительно небольшую толщину (50-200 мкм), лаковые отло­жения существенно ухудшают отвод тепла от деталей двигателя из-за теплоизо­ляционного воздействия лаковой пленки. Возможно пригорание («залегание») поршневых колец, что вызывает снижение компрессии в цилиндрах и мощности двигателя, а также повышенный расход масла. Нарастает изнашивание и воз­можны задиры зеркала цилиндра, а также поломка поршневых колец и даже заклинивание поршня. Вероятно повреждение сепаратора подшипника качения, установленного в заднем торце коленчатого вала (передний подшипник первич­ного вала коробки передач).

На интенсивность лакообразования влияют температура, количество и каче­ство применяемого масла, его термоокислительная стабильность и моющая способность, техническое состояние цилиндро-поршневой группы двигателя.

Рис.2.21 Синтетическое всесезонное моторное масло « Longtime High Tech »

 

Рис.2.22. Синтетическое универсальное всесезонное моторное масло «Molygen»  

Рис.2.23. Синтетическое универсальное всесезонное моторное масло « Synthoil High Tech »

Кроме того, для предотвращения образования лаковых отложений в эксплуатационных усло­виях нежелательно подвергать двигатель час­тым перегрузкам и экстремальным тепловым режимам.

Осадки — это мазеобразные сгустки, откла­дывающиеся на стенках поддона картера, крышке головки блока цилиндров, шейках ко­ленчатого вала и других деталях двигателя, а также в фильтрах и маслопроводах.

Осадки состоят из масла (50-85 %), воды (5-35 %) и продуктов их окисления: оксикислот (2-15 %), карбенов и карбоидов (2-10 %), асфальтенов (0,1-15 %), а также механических примесей различного происхождения.

В результате цементирующего действия асфальтосмолистых продуктов частицы осадков образуют конгломераты размером до 30-40 мкм, которые под действием собственной мас­сы выпадают в осадок, формируя на деталях низкотемпературной зоны двигателя (в поддо­не) отложения в виде шламов. Отложение осад­ков в масляных каналах и маслопроводах приво­дит к прекращению подачи масла к трущимся поверхностям и вызывает повреждение деталей (например, задиры шатунных шеек коленчатого вала).

Для предотвращения образования осадков необходимо:

•  поддерживать оптимальный тепловой ре­жим работы двигателя;

•  применять масла, обладающие хорошей химической стабильностью;

•  вводить в масла диспергирующие присад­ки, которые сдерживают коагуляцию частиц, размягчают и даже переводят в коллоидный раствор органические примеси;

•  своевременно менять масляные фильтры и тщательно промывать картер и систему смазки двигателя перед заправкой свежим маслом.

На процесс загрязнения масла, происхо­дящий в работающем двигателе практически непрерывно, оказывают влияние прежде все­го вид и свойства топлива, качество моторно­го масла, тип, конструкция, техническое состояние (степень изношенности), режим работы и условия эксплуатации двигателя и др. факторы.

Так, например, при снижении полноты сгорания топлива и увеличении про­рыва газов в картер масло загрязняется прежде всего органическими приме­сями. Средняя скорость загрязнения масла в дизелях из-за повышенного со­держания в масле сажи в 2-5 раз выше, чем в бензиновых двигателях и в 10-20 раз больше, чем в газовых (при одинаковой их мощности). При сроке службы масла, соответствующем 6-12 тыс. км пробега автомобиля, содержание за­грязняющих примесей в бензиновых двигателях составляет 0,6-0,8 %, а в ди­зелях - 1-3%.

Кроме того, на изменение свойств масел существенно влияют температур­ный режим и техническое состояние двигателя. Скорость окисления и загрязнения масла значительно выше в изношенных двигателях, когда увеличен прорыв газов в картер и повышена температура деталей, а также при работе авто­мобиля с перегрузкой или с неустановившимися нагрузками.

В холодное время года, при пробегах на короткие расстояния, частых пусках и остановках, продолжительной работе на холостом ходу двигатели нередко работают в пониженном тепловом режиме. При этом условия ра­боты масел столь же жесткие, как при напряженном тепловом режиме из-за ухудшения процесса сгорания топлива, увеличения попадания в картер сажи и тяжелых фракций топлива. В результате ускоряются процессы ста­рения и загрязнения масла, выпадения осадков. При работе двигателя на пониженном тепловом режиме образование осадков ускоряется в 20-30 раз. Кроме того, повышается износ деталей из-за нарушения жидкостного режима смазки трущихся поверхностей. При оптимальном тепловом режи­ме работы двигателя температура масла в картере примерно равна 95-100 °С.

Скорость срабатывания введенных в масло присадок зависит от типа и техни­ческого состояния двигателя, теплового режима его работы, условий эксплуата­ции, качества используемого топлива.

Срабатывание присадок приводит к изменению показателей качества масла: снижается его щелочное число, ухудшаются моющие свойства, повышается коррозионность и т.д.  

Таблица 2.1. Предельные значения браковочных показателей работавших моторных масел

Наименование показателей

Предельные значения браковочных показателей для двигателей

бензиновых

дизельных

Изменение вязкости, %:

Прирост

снижение

 

25

20

 

35

20

Содержание примесей, не растворимых в бензине, %, не более

1,0

3,0

Щелочное число, мг КОН/г, не менее

0,5-2,0

1,0-3,0

Снижение температуры вспышки, ˚С, не более

20

20

Содержание воды, %, не более

0,5

0,3

Содержание топлива, %, не более

0,8

0,8

Диспергирующие свойства по методу масляного пятна, у.е., не менее

0,3-0,35

0,3-0,35

 

Рис.2.24. Синтетическое моторное масло экстра-класс BP Visko 7000


Рис.2.25 Синтетическое моторное мало Castrol Formula RS

Рис.2.26 Синтетическое моторное масло ESSO Ultron , ESSO Ultron Dirsel

Рис.2.27 Универсальное всесезонное синтетическое моторное масло « Nordix »

Рис.2.28. Синтетическое моторное масло LiguiMoly Synthoil Energy (арт. 1923)

Рис.2.29. Синтетическое моторное масло MANNOL Legend + Ester

Таким образом, в работавшем масле накапливаются продукты превращения углеводородов, загрязнения, попавшие с воздухом и топливом, увеличивается количество агрессивных соединений.

Оценка изменений состава масла может быть как количественной, так и каче­ственной. Количественные изменения происходят при испарении легких масля­ных фракций, сгорании масла (угар масла), частичном вытекании через уплотне­ния. Качественные изменения связаны со старением масла и с химическими превращениями его компонентов, попаданием в масло пыли, продуктов износа деталей, воды и несгоревшего топлива. Уменьшение количества и ухудшение ка­чества работающего масла может привести к выходу современного высокофор­сированного двигателя из строя.

При контроле качества масел используются предельные значения браковоч­ных показателей состояния масла для автомобильных двигателей внутреннего сгорания (табл. 2.1). Выбор браковочных показателей зависит от типа двигателя, режима его работы, качества применяемого масла и других факторов. Замена масла в двигателе необходима, если достигнуты пре­дельные значения одного или нескольких браковоч­ных показателей. Замену масла по фактическому со­стоянию производят на основе оценки экспресс-ме­тодами в лабораториях по контролю качества масел.

Вязкость масла, зависящая от изменения рабо­тоспособности систем двигателя, режимов его ра­боты, качества эксплуатационных материалов, а так­же уровня технического обслуживания позволяет объективно оценить состояние сопряжений, узлов и агрегатов автомобиля.

При диагностировании двигателей и коробок передач наибольшее распространение получил метод спектрального анализа масла, основанный на взаимозависимости показателей качества рабо­тавших масел и технического состояния двигателей (табл.2.2).

Рис.2.30. Синтетическое моторное масло Mobil 1

Таблица 2.2. Взаимозависимость показателей качества работавших масел и технического состояния двигателей

Наименование основного показателя

Изменение других показателей

Возможные причины

Существенное

(на 3-4 мм2/с) увеличение вязкости

Незначительное

Доливка масла повышенной вязкости (двигатель исправен)

Высокое содержание нерастворимого осадка, резкое увеличение коксуемости, потемнение центрального ядра и сокращение зоны диффузии на капельной пробе

Неудовлетворительные эксплуатационные свойства масла, увеличенный прорыв газов в картер (износ или потеря подвижности поршневых колец, неполное сгорание топлива, неисправность топливной аппаратуры, закоксовывание распылителей форсунок, загрязнение воздушного фильтра), не работают масленые фильтры

Масляное пятно за зоной диффузии на капельной пробе коричневого цвета

Перегрев двигателя (длительная работа с перегрузкой при высокой температуре окружающего воздуха, накипь в системе охлаждения), загрязнение масляного радиатора

Существенное

(на 3-4 мм2/с) снижение вязкости

Незначительное

Доливка масла меньшей вязкости, деструкция присадок в загущенных маслах (двигатель исправен)

Снижение температуры вспышки

Течь в системе питания , плохое распыление топлива (неисправность топливной аппаратуры, закоксовывание отверстий распылителей форсунок и т.д.), конденсация бензина в непрогретом двигателе, переобогащения рабочей смеси

Увеличение содержания воды выше 0,3-0,5 %

Снижение щелочного числа коксуемости, уменьшение нерастворимого осадка, исчезновение зоны диффузии  и характерное свертывание пятна на капельной пробе

Течь жидкости из системы охлаждения в картер; доливка масла, обводненного при хранении;  негерметичность водомасляного теплообменника

Повышение кислотного числа

Повышенный износ цилиндропоршневой группы: необходима смена масла и проверка состояния колец

Существенное увеличение нерастворимого осадка

Пропорциональное увеличение коксуемости и вязкости

Большой прорыв газа в картер из-за износа или потери подвижности поршневых колец

Существенное снижение температуры вспышки

Повышения содержания нерастворимого осадка и коксуемости, наличие топливных фракций в масле

Течь в топливной системе, плохое распыление топлива, прогар выпускного клапана или днища поршня (нет компрессии)

Существенное увеличения содержания продуктов износа

Незначительное

Неисправен воздухоочиститель, подсос неочищенного воздуха через неплотности  впускного тракта, нарушение вентиляции картера

 

Рис.2.31. Синтетическое моторное масло экстра-класса «Спектрол Поларм»

Рис.2.32. Синтетическое моторное масло Texaco Havoline Synthetic


<<< К HАЧАЛУ >>>


Автор: Шевырева Е.А., разработчик: Родионова И.В., исполнитель: Курин В.П.

 

Hosted by uCoz