<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>


Тема 3. «Геомодификаторы (PBC -технологии)»


 

Препараты для автохимии на основе минералов естественного и искусственного происхождения по­лучили наименование «геомодификаторов» или ремонтно-восстановительных составов (РВС-технология) или ревитализантов. По химическому и фазово­му составу они в основном представляют собою смесь измельченного и модифицированного силика­та магния (серпентина — Mg6{ Si4O10}(OH)8), являю­щегося формой целого ряда минеральных руд клас­са оливинов), конечными химическими соединения­ми которого являются форстерит (Mg2SiO4) и фаялит (Fe2SiO4), а также в незначительных количествах кремнезема (SiO2) и доломита СаМд(СО3)2.

Восстановление и упрочнение подвижных соеди­нений геомодификаторами осуществляется за счет формирования на поверхностях трения структур повышенной прочности, подав­ления процессов водородного изнашивания и охрупчивания металла, повышения термодинамической устойчивости системы «поверхность трения — смазочный материал». Поверхностно-активные вещества (ПАВ) металлокерамического вос­становителя, после введение в системы двигателя подготавливают поверхности трения химически (катализ) и физически (суперфиниш), очищая их от нагара, ок­сидов, отложений и т.д. Попадая на поверхности трения вместе с маслом или в со­ставе пластичной смазки, ПАВ инициируют процесс формирования на трущихся поверхностях металлокерамического покрытия с высокой износостойкостью и малым коэффициентом трения.

Наилучшие результаты эти препараты обеспечивают в элементах ходовой ча­сти. Они обладают высокими смазочными, водо- и грязеотталкивающими свой­ствами и потому существенно снижают износ и температуру в зоне трения, в том числе и в открытых узлах - таких, как цепные передачи мотоциклов, шарниры карданных валов, подшипники ступиц и т.д.

Порядок применения металлокерамических пре­паратов для восстановления двигателя приведем на примере СПФ «Живой металл».

Для двигателя с разной степенью износа деталей и пробегом от 50 тыс. км пробега и выше рекомендуется:

•  слить старое масло и промыть систему смазки;

•  залить свежее масло и прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 70-80 °С;

•  отключить подачу топлива и выработать весь бензин, оставшийся в трубопроводах системы питания и карбюраторе;

•  вывернуть свечи и через свечные отверстия ввести в каждый цилиндр по 5-10 мл состава;

•  не вворачивая свечи, 5-6 раз включить стартер на 10 с с интервалом между попытками в 30-40 с.;

Рис.4.6. Водоотталкивающая смазка MANNOL Silicone Spray Antistatisch (SCT , Германия)

Рис.4.7. Добавка в моторное масло Ceramic Engine Protector (P . M . Xeramic , Нидерланды)

•  ввернуть свечи, восстановить подачу топлива и пустить двигатель;

•  оставшийся состав влить в маслозаливную горловину. Увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя до 3000-3500 мин-1 и поддерживать ее в течение 10-15 мин. По данным производителя, это очень важный мо­мент обработки, т.к. снижение частоты вращения или остановка двигателя могут существенно повлиять на ее результаты;

•  эксплуатацию автомобиля в первый период после обработки проводить в режиме обкатки (без перегрузок);

•  после пробега 1,5-2 тыс. км заменить масляный фильтр. Моторное масло можно не менять до 50 тыс. км пробега, чем обеспечиваются наилучшие по­казатели обработки.

При введении геомодификаторов в коробку передач, раздаточную коробку или картер главной передачи необходимо сразу после обработки проехать око­ло 10 км, из них 200-300 м задним ходом.

Иногда в целях повышения износостойкости деталей рекомендуется приме­нять геомодификаторы также и на новых двигателях. В этом случае препараты вводятся непосредственно в моторное масло, при соблюдении остальных требо­ваний по обработке, а смену масляного фильтра рекомендуется производить по­сле 5-6 тыс. км пробега.

При применении препаратов данной группы отмечается ряд характерных особенностей.

•  При наличии в смазочном материале свежих полимерсодержащих приса­док или слоистых материалов (дисульфид молибдена, графит и т.д.) эффектив­ность геомодификаторов резко снижается.

•  Положительный эффект отмечается в основном на высоконагруженных стальных поверхностях, имеющих уже изначально высокую твердость.

•  Исследованиями, проведенными в триботехнической лаборатории фир­мы «ВПМАвто» (г. Санкт-Петербург) по «методу энергетических потоков», ус­тановлено, что геомодификаторы могут увеличивать износ хромированного кольца в паре трения хром — чугун до двух раз по сравнению с базовым вари­антом, а также пары трения «вкладыш — шейка коленчатого вала». Это проис­ходит из-за вдавливания (вкрапления) в более мягкой материал неразложив­шихся частиц геомодификатора, которые начинают таким образом «работать» как микрорезцы, закре­пленные в пластичной матрице.

•  При обработке двигателя геомодификаторами наблюдается большое выделение свободной воды, которая, разлагаясь, может повысить водородное изнашивание деталей.

•  Отмечается нарушение температурной ста­бильности обработанного двигателя, вследствие до­полнительного теплового сопротивления металлоке­рамического слоя (кстати, как и полимерного тоже) отводу тепла от поршня через поршневые кольца. Все это может привести к перегреву двигателя и его выходу из строя, особенно на режимах перегрузок.

•  По этой же причине на ряду со снижением кон­центраций в отработавших газах окиси углерода(СО) и углеводородов (СН), наблюдается почти двукратный рост выхода окислов азота (МОХ).

•  При применении РВС-технологии в периоды приработки из-за возросших температур отмечаются случаи дополнительного сверхнормативного выгорания масла и отпуск (снижение прочностных свойств) термообработанных поршневых колец.

В последнее время появился металлокерамический препарат Metallic Ceramic Radiator & Block Seal американской фирмы Hi - Gear Products Inc для без­разборного ремонта течи медных, алюминиевых, пластиковых и композитных ра­диаторов, прокладок, треснувших головок и блоков цилиндров. Состав вводится в охлаждающую жидкость и вместе с ней подается в зону течи (трещины), где формирует металлокерамическую пробку, которая, соединяясь с воздухом, полимеризуется, расширяется и закрывает течь.

Рис.4.8. Металлокерамический герметик Metallic Ceramic Radiator & Block Seal (Hi - Gea , США)

Таблица 4.3. Краткая характеристика некоторых геомодификаторов

Наименование препарата

Производитель (страна, регион ТМ – торговая марка)

Назначение

Примечание (состав, комментарий)

NIOD - 5

ООО  «Энион - Балтика», Россия, Санкт-Петербург

Применяются для обработки поверхностей трения не зависимо от способа нагружения и типа пар трения: «сталь по стали», «сталь по чугуну»  и др.

В основе метода – процесс Направленной Ионной Диффузии (НИоД). Н основе силикатно – керамической композиции

RVS (ремонтно- восстановительный состав)

RVS Tec Oy”, Финляндия (по лицензии) НПО «Руспромремонт», Россия, Санкт-Петербург

Получение на поверхностях трения и контакта деталей машин металлокерамического (МКЭС) достаточной толщины для компенсации износа

Мелкодисперсные (10-50 мкм) многокомпонентные сухие смеси, включающие в себя силикатные соединения в различных кристаллических и аморфных фазах

Practex

Компания “Newmen

Россия, Санкт-Петербург

Получение металлокерамического покрытия с высокой микротвердостью и износостойкостью, защитными свойствами против электрохимической коррозии и некоторыми другими положительными характеристиками

Синтезатор металлов. Силикатно-керамическая композиция. Подается к трущимся поверхностям при помощи носителя (смазочных материалов и технологических средств)

ОМКА

«И.С. Лаборатория», Россия, Новосибирск

Получение на поверхностях трения защитного органометаллокерами-ческого покрытия, обладающего высокой микротвердостью  и износостойкостью

ОрганоМеталлоКерамика

Активная. Сварочно-смазочный ремонтно-защитный состав. Рассчитан на 75000 км для двигателя или 150000 км для трансмиссии

Motor doctor

ЗАО «Промышленные технологии», Россия, Новосибирск

Восстановление изношенных соединений двигателя (трансмиссии); создания слоя с низким коэффициентом трения, увеличение износостойкости и срока службы их деталей

Содержит минеральный компонент, образующий металлокерамическое покрытие. Применять после обкатки агрегата

Композиция Supro

ООО «Нил Триботех», Россия,

Санкт-Петербург

Восстановление изношенных или дефектных поверхностей, увеличение ресурса, экономия топлива и смазочных материалов, снижение затрат на ТО

Содержит редкие природные минеральные компоненты, образующие металлокерамику

RUTEC reanimator

Компания Vicco, Россия, Москва

Повышение трибологических свойств трущихся соединений ДВС, трансмиссии, топливной аппаратуры и т.д.

25 мл смеси углеводородной суспензии с составом ГТМ. Может применяться автомобилистами самостоятельно


<<< К HАЧАЛУ >>>


Автор: Шевырева Е.А., разработчик: Родионова И.В., исполнитель: Курин В.П.

 

Hosted by uCoz