<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>


Тема 5. «Слоистые модификаторы трения»


 

Присадки, отнесенные к данной группе, включают в свой состав элементы с низким усилием сдвига ме­жду слоями, например дисульфид молибдена ( MoS2), трисульфид молибдена ( MoS3), диселенит молибде­на ( MoSe2), дисульфид вольфрама ( WS2) и тантала ( TaS2), графит и некоторые другие.

Механизм их действия основан на том, что, на­пример, в кристаллической решетке графита атомы углерода расположены в параллельных плоскостях, отстоящих друг от друга не более чем на 0,34 нм, а в каждом слое они размещены в вершинах правильных шестиугольников с длиной стороны 0,14 нм. Так как силы взаимного притяжения между атомами тем меньше, чем больше расстояние между ними, то атомные связи в слоях значительно больше, чем между слоями. Это позволяет графиту при трении без особых усилий смещаться (срезаться) вдоль слоев, разделяя трущиеся поверхности. Аналогичное строение имеет и дисульфид молибдена.

При работе слоистый материал заполняет (сглаживает) микронеровности поверхностей трения, вследствие чего до 50 % снижается коэффициент трения и износ трущихся поверхностей.

Данные присадки (модификаторы) необходимо вводить при каждой замене масла, так как при работе двигателя на чистом масле происходит интенсивное вымывание частиц графита (дисульфида молибдена и т.д.) из микронеровностей и вынос их из зоны трения.

Диаметр частиц должен быть больше максимальной высоты микронеровно­стей, т.е. параметра шероховатости, чтобы разделять трущиеся поверхности. Поэтому в западных фирмах дисульфид молибдена и графит перемалываются в шаровых мельницах несколько суток, а затем тщательно калибруются (просеи­ваются). В тоже время в отличие от других типов твердых присадок графит не слипается, не образует конгломератов и практически не забивает масляные ка­налы.

В трансмиссионных маслах и пластичных смазках, где опасность деструкции (разложения), выпадения в осадок и засорения фильтров не столь актуальна, применение смазочных материалов на основе дисульфида молибдена, графита и других слоистых модификаторов достаточно,эффективно.

Присадки, масла и смазки этого класса имеют черный или темно-серый цвет вследствие содержания в них графита или дисульфида молибдена, что может яв­ляться их отличительной особенностью. Характерные примеры — моторные и трансмиссионные масла Liqui Moli ,смазка ШРУС-4. Быстрое потемнение масла при работе двигателя в данном случае не является признаком «старения» масла.

Рис.4.10. Присадка в трансмиссионное масло MANNOL Getriebeol - Additiv ( SCT , Германия)

Таблица 4.5. Краткая характеристика некоторых слоистых модификаторов

Наименование препарата

Производитель (страна, регион, ТМ – торговая марка)

Назначение

Примечание (состав, комментарий)

Oil Additiv

Ligui Moly GmbH, Германия, Ульм

Уменьшение износа и потерь на трение в двигателе, снижение потребления топлива и масла

Антифрикционная присадка в моторное масло с дисульфидом молибдена, образующим пленку на поверхностях трения

Getriebe oil Additiv

Ligui Moly GmbH, Германия, Ульм

Облегчение хода и переключения передач, уменьшение износа и потерь на трение, увеличение срока службы старых коробок передач

Присадка в трансмиссионное масло с дисульфидом молибдена, сглаживающая неровности на рабочих поверхностях зубчатых колес

Motor Elixir

SCT – Vertriebe GmbH, германия, Гамбург (TM - MANNOL)

Повышение мощности, уменьшение износа и потерь на трение, снижение потребления топлива и масла двигателем

Восстанавливающая антифрикционная присадка с дисульфидом молибдена для двигателя

Getriebeol – Additiv Manual / Automatik

 

SCT – Vertriebe GmbH, германия, Гамбург (TM - MANNOL)

Снижение шумов и износа приводов заднего моста, рулевых механизмов и автоматических коробок передач

Присадка в трансмиссионное масло, содержащая дисульфид молибдена

Ravenol Mehrzweckfett

Ravensberg Smirschtoffertriebe GmbH, Германия

Для защиты от изнашивания и снижение потерь на трение в шарнирах

Антифрикционная пластичная смазка с дисульфидом молибдена

MX Synthetic Motor Oil Additive

NV. MARLY SA., Бельгия, Брюссель

Снижение трения, износа, расхода топлива и увеличение мощности всех 4-тактных дизельных и карбюраторных двигателей

Синтетическая  добавка в масло. Содержит графит и высококачественные синтетические соединения

Ceramic Engine Protector

Petromark Automotive Chemicals BV, Голландия (TM – P.M.Xeramic)

Уменьшает шероховатость трущихся поверхностей, снижает износ деталей двигателя, работает при температуре до 12000, увеличивает ресурс

Керамическая антифрикционная добавка к моторному маслу на основе нитрида бора, работающая более 50 тыс. км

ZENOX

NV.MARLY SA., Бельгия, Брюссель

Рекомендуется для всех двигателей  в т.ч., оснащенных прямым впрыском, турбонаддувов, катализатором и т.д.

Микрокерамические частицы и поляризованное синтетическое масло. Образуют стойкую защитную пленку. Не использовать в период обкатки

Anti-Seize Lubricant

Permatex Inc, США, Салон

Снижение коррозии и износа и схватывания различных резьбовых соединений,  работающих в условиях наличия соли и влаги

Противозадирная смазка, содержащая мелкодисперсные частицы алюминия, меди и графита

Renolit FLM 2

Концерн Fuch, германия, Мангейм (TM - TITAN)

Для любых соединений, особенно работающих при высоких переменных нагрузках и скоростях скольжения

Универсальная пластичная смазка с дисульфидом молибдена

Megaplex XD Grease (NLGI2)

76 Lubricants Co./Unocal 76, США

Для ШРУС, обеспечение высокой несущей способности, сопротивление коррозии и окислению, снижение износа

Универсальная литиевая пластичная смазка с содержанием 3% дисульфида молибдена

 

 

 

 


<<< К HАЧАЛУ >>>


Автор: Шевырева Е.А., разработчик: Родионова И.В., исполнитель: Курин В.П.

 

Hosted by uCoz