Тема 2. «Общие понятия о трении и износе» |
Под трением (внешним)
понимают сопротивление относительному перемещению, возникающее между двумя
телами в зонах соприкосновения поверхностей по касательным к ним. Уменьшение
потерь на трение и снижение износа рабочих поверхностей деталей - основное
назначение смазочных материалов. По характеру взаимного
перемещения трущихся поверхностей деталей различают трение покоя (трение
двух тел при предварительном их смещении) и трение движения (трение двух
тел, находящихся в относительном движении). Трение движения, в свою очередь,
по характеру движения делится на трение скольжения и трение качения, а по
наличию (отсутствию) смазочного материала - на трение без смазки, граничное
и жидкостное. Трение скольжения
возникает при движении соприкасающихся тел, у которых скорости в точках
касания различны. При трении качения
скорости тел в точках касания одинаковы по величине и направлению. Трение
качения с проскальзыванием возникает при одновременном качении и скольжении
соприкасающихся тел. Трение без смазки
возникает при отсутствии на поверхностях трения тел специально введенного
смазочного материала (рис. 2.1, а). Рис.2.1. Виды трения по
наличию смазочного материала: а – трение без смазки (сухое трение); б -
граничное трение; в - жидкостное трение; г – смешанное трение; hmin – величина
зазора между трущимися поверхностями; δ1, δ2 – высота микронеровностей на
трущихся поверхностях. Граничное трение
возникает в случае, когда поверхности трения разделены слоем смазки малой
толщины (менее 0,1 мкм), не превышающем высоты микро - неровностей (шероховатости) поверхности. При этом величина силы трения зависит от
природы и состояния трущихся поверхностей (рис. 2.1, б). При жидкостном трении (рис. 2.1, в) смазочный слой полностью отделяет взаимоперемещающиеся рабочие
поверхности одну от другой и имеет толщину, при которой проявляются
нормальные объемные свойства масла. При трении без смазки
дополнительная энергия тратится на преодоление: • взаимного
механического зацепления неровностей (шероховатостей) трущихся поверхностей
при их относительном перемещении; • сил
межмолекулярного притяжения; • явления
сваривания отдельных острых выступов поверхностей трущихся пар в условиях
высоких удельных давлений и значительного выделения тепла. Согласно формуле Амонтона
, сила трения скольжения F зависит от коэффициента трения f и величины
нормальной нагрузки Р: F = f x P, где: f - коэффициент
трения, значение которого зависит от вида трущихся материалов и качества
обработки их поверхностей. В среднем коэффициент трения составляет 0,1-0,8,
а при трении меди по меди - 1,3. Сила трения качения
примерно на порядок меньше силы трения скольжения несмазанных поверхностей.
Это свойство используется в подшипниках качения (шарик или ролик
соприкасаются с поверхностью в точке или по линии). Однако такие подшипники
удается применить не везде, кроме того, в реальных механизмах преобладает
трение с проскальзыванием, что значительно увеличивает коэффициент трения.
Коэффициент граничного
трения составляет 0,08-0,15. Режим граничного трения очень неустойчив и
характеризует предел работоспособности узла трения. Если граничный слой
разрушается, а нагрузка превышает силы сцепления смазочного материала с
рабочей поверхностью детали, то в месте контакта возникает сухое трение и,
как следствие, задиры, заклинивания и другие аварийные повреждения деталей
(например, выплавление антифрикционного слоя вкладышей коленчатого вала).
Толщина и прочность
граничного слоя масла при трении рабочих поверхностей деталей двигателя
зависит от химического состава масла и входящих в него присадок, химической
структуры деталей (например, баббитовые или алюминиевые вкладыши
коленчатого вала) и состояния поверхности трения (шлифование или
суперфиниширование). При этом работоспособность граничного слоя масла не
зависит от его вязкости, а определяется взаимодействием молекулярной пленки
масла с трущейся поверхностью металла. Возникающие молекулярные пленки
масла бывают физического (адсорбция) или химического (хемосорбция)
происхождения. Образование смазочных
пленок силами адсорбции обусловлено наличием
смазочных материалах поверхностно - активных веществ (ПАВ), несущих
электрический заряд. К таким веществам относятся соединения, содержащие
карбоксильные группы, спирты, различные эфиры, смолы, сернистые соединения
Смазочные материалы, содержащие ПАВ, обладают способностью адсорбироваться на
поверхностях раздела двух сред: жидкости и твердого тела. Способность
смазочных материалов, содержащих ПАВ, образовывать на смазываемых
поверхностях достаточно прочные слои ориентированных молекул, называют
маслянистостью или смазывающей способностью масел. В некоторые масла для
улучшения их смазывающей способности вводят противоизносные и противозадирные
присадки. Хемосорбированные пленки
- устойчивые химические пленки фосфатов, хлоридов или сульфидов - создаются
на поверхности металла благодаря присутствию в смазочных материалах
соответствующих химических элементов. Большая скорость образования этих
пленок обеспечивает их быстрое восстановление в местах разрушения граничного
слоя. К пленкам этого типа относят также различные мыла, которые образуются
из органических кислот, содержащихся в масле. Адсорбированные и
хемосорбированные пленки, обладая определенной прочностью и стойкостью,
защищают поверхности трения от механических и тепловых воздействий,
препятствуют взаимной адгезии трущихся поверхностей. Коэффициент жидкостного
трения находится в пределах 0,003-0,03, что в 50-100 раз меньше, чем при
трении без смазки. Сила трения при этом виде смазки зависит только от трения
внутренних слоев в смазочном материале. Устойчивость смазочного
слоя, необходимого для жидкостного трения, зависит от следующих факторов:
конструкции узла трения; скорости взаимного перемещения трущихся поверхностей;
величины и равномерности распределения нагрузки на трущиеся поверхности; равномерности
распределения нагрузки на трущиеся поверхности; вязкости смазочного
материала; площади трущихся поверхностей; величины зазора между трущимися
поверхностями; температурного состояния узла трения и др. Рис.2.2. Образование масляного клина в
подшипнике скольжения коленчатого вала: а - двигатель не
работает; б - момент пуска двигателя; в -
работа двигателя (постоянное вращение коленчатого вала) Механизм образования масляного клина (слоя) в коренном подшипнике коленчатого вала при пуске двигателя показан на рис. 2.2. Вращаясь в подшипнике скольжения, вал увлекает находящееся в зазоре масло, и там, где величина зазора hmin меньше, возникает давление, под действием которого вал «всплывает» в заполняющем зазор масляном слое (рис. 2.2, б). С увеличением частоты вращения коленчатого вала «клиновое действие» масляного слоя возрастает, hmin >= 1,5(δ1+ δ2 ), где: δ1и δ2 — максимальные высоты выступов на
поверхностях трения (см. рис. 2.1). Для любых пар трущихся поверхностей вязкость масла
должна быть наименьшей, но в то же время обеспечивающей жидкостное трение.
Так, для подшипника скольжения коленчатого вала двигателей внутреннего
сгорания кинематическая вязкость должна быть не менее 4-5 мм2/ с. Полужидкостное трение возникает при пуске и
остановке двигателя, высоких рабочих температурах и нагрузках, недостаточной
вязкости масла и его подаче, а также при попадании в масло абразивных
механических примесей. В этих ситуациях масла в зазоре между трущимися
парами может оказаться недостаточно для обеспечения жидкостного трения,
масляный слой частично разрушен, в результате чего в отдельных местах
соприкосновения трущихся поверхностей возникает граничное или сухое трение.
Если масло обладает высокой смазывающей способностью, только это и позволяет
максимально уменьшить трение и износ, а также предотвратить заклинивание
трущихся деталей. Изнашивание - это процесс разрушения и отделения
материала с поверхности твердой детали накопления в ней остаточной
деформации или постепенного изменения ее размеров или формы поверхностей под
воздействием трения. Количественной мерой оценки изнашивания является
износ, который может выражаться в единицах длины, массы (поршневые кольца)
или объема. Различают скорость изнашивания и интенсивность
изнашивания. Скорость изнашивания определяют как отношение значения износа к
интервалу времени, в течение которого он возник, а интенсивность изнашивания
- как отношение значения износа к величине расстояния (пробега,
измеряемого в км), на котором происходило изнашивание, или объему
выполненной работы (т / км, м3 и т. д.). По характеру разрушения деталей различают
следующие виды изнашивания: механическое, молекулярно - механическое и
коррозионно-механическое. Механическое изнашивание, возникающее в результате
механических воздействий, подразделяется на абразивное, гидроабразивное,
газоабразивное, усталостное, эрозионное и кавитационное. Абразивное изнашивание становится результатом
режущего или царапающего воздействия на поверхности трения относительно
более твердых частиц, находящихся в свободном или закрепленном состоянии.
Даже незначительное количество абразивных частиц ведет к очень быстрому
изнашиванию трущихся поверхностей деталей автомобиля (например, песок,
попавший в тормозные барабаны или картер сцепления). Гидроабразивное изнашивание, как и газоабразивное, — результат воздействия на детали твердых частиц, увлекаемых,
соответственно, жидкостью или газом. Такие загрязнения, как твердые
продукты износа, частицы нагара, пыль и другие, попадая в двигатель,
вызывают интенсивное изнашивание поверхностей пения деталей, систем смазки и
питания. Усталостное изнашивание — следствие повторного
деформирования микро объемов материала, из - за которого возникают трещины и
происходит отделение частиц. Усталостное изнашивание может происходить как
при трении качения (галтели поворотного кулака балки переднего моста
автомобиля), так и при трении скольжения (галтели коленчатого вала
двигателя). Эрозионное изнашивание
наблюдается при воздействии на поверхность трения жидкости или газа. Наиболее
часто этот вид изнашивания встречается на поверхностях деталей охлаждающей и
выпускной систем двигателя. Разновидностью эрозионного изнашивания является
электроэрозионное изнашивание поверхности в результате воздействия разрядов
при прохождении электрического тока. Наиболее часто от электроэрозионного
изнашивания страдают (подгорают) контакты замка зажигания, прерывателя -
распределителя, тягового реле стартера, электропривода насоса охлаждающей
жидкости и т. п. Кавитационное изнашивание возникает в условиях
кавитации - процесса «охлопывания» пузырьков газа вблизи поверхности трения,
создающего местное повышение давления или температуры. При кавитационном
изнашивании наружные поверхности гильз цилиндров двигателя покрываются
кратерами или вырывами, образовавшимися от разрывов пузырьков. Молекулярно - механическое изнашивание
(изнашивание при заклинивании) является результатом совместного действия
механического изнашивания с молекулярными или атомными силами. В этом случае
происходит глубинное вырывание материала, местное соединение (схватывание)
двух твердых тел, перенос металла с одной поверхности трения на другую и
воздействия возникших неровностей на сопряженную поверхность. Заклинивание двигателя становится следствием
схватывания, как правило, коренного либо шатунного подшипника коленчатого
вала из - за нарушения жидкостного трения. Возникающее при этом повышение
температуры приводит к выплавлению антифрикционного сплава (баббитового или
алюминиевого) вкладышей. При этом антифрикционный слой заполняет зазор между
трущейся поверхностью вкладыша и шейкой коленчатого вала, что и приводит к
заклиниванию вала. Задиры на стенках гильз цилиндров двигателей возникают
при нарушении подвижности или разрушении поршневых колец. Коррозионно - механическое изнашивание возникает в
результате механического воздействия на трущиеся поверхности,
сопровождаемого химическим или электрическим взаимодействием материала со
средой. Коррозионные разрушения в этом случае развиваются при воздействии на
трущиеся поверхности таких агрессивных веществ, как химически активные газы,
кислотные примеси смазочных материалов и др. При этом изнашивание вызывается
главным образом химической реакцией материала поверхности трения с кислородом
или окисляющей окружающей средой (пример - окисление выводов аккумуляторной
батареи). На возникновение, какого - либо вида изнашивания и
повышение его интенсивности влияют: •свойства материалов поверхностей трения деталей
(баббит, алюминий, закаленная сталь и др.); • свойства и качества смазочных материалов; • способы подвода смазки к трущимся поверхностям
(разбрызгиванием, под давлением, самотеком); •давление и место подачи смазочного материала к
трущимся поверхностям (расположение масляного канала относительно трущихся
поверхностей); • форма и размеры поверхностных неровностей
(шероховатость) и трущихся поверхностей (овальность, конусность); •характер приложения нагрузки (динамический,
статический, знакопеременный); •скорость относительного
перемещения трущихся тел и ее изменение во времени (разгон автомобиля, торможение
двигателем); • температурный режим работы двигателя и, как
следствие, пары трения; • присутствие механических и химических примесей,
влаги в месте контакта и полнота удаления продуктов изнашивания из зоны
трения; • качество топлива; • режим работы и климатические условия
эксплуатации автомобиля и др. |
Автор: Шевырева Е.А., разработчик: Родионова И.В.,
исполнитель: Курин В.П.