<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>


Тема 5.3. «Ассортимент смазок, их применение и взаимозаменяемость»


 

Наибольшее применение при эксплуатации авто­мобилей находят антифрикционные и консервационные смазки.

Среди антифрикционных смазок широко исполь­зуются смазки общего назначения, для повышенных температур, многоцелевые, термостойкие и низко­стойкие (морозостойкие).

Смазки общего назначения, известные под на­званием «Солидолы», наиболее массовые и деше­вые.

Солидолы используют в механизмах, работаю­щих при температурах до 70 °С, так как при больших температурах они теряют работоспособность. Они не растворимы в воде, очень водостойки и поэтому хорошо защищают металли­ческие детали от коррозии.

Рис.2.81. Смазка для подшипников ступиц колес, ходовой части, шаровых опор, карданных шарниров Ravenol Mehrzweckfett OML

Смазки для повышенных температур применяют в разнообразных узлах тре­ния, работающих при температурах от -30° до +100 °С.

Для приготовления натриевых и натриево-кальциевых смазок используют ес­тественные жиры, реже синтетические кислоты. Общий недостаток смазок — растворимость в воде.

Многоцелевые (универсальные) смазки водостойки и работоспособны в ши­роком интервале скоростей, температур и нагрузок и поэтому применяются во всех основных узлах трения разнообразных механизмов. Кроме того, они обла­дают хорошими консервационными свойствами.

Термостойкие смазки имеют максимальный диапазон температур работо­способности от 150° до 250 °С в течение 10-100 часов. Эти смазки изготавливают на синтетических маслах и специальных загустителях.

Низкостойкие смазки, относящиеся к морозостойким, применяют при темпе­ратурах до-50 °С.

Тип загустителя на морозостойкость смазки почти не влияет, а низкотемпера­турные свойства смазок обусловлены, в основном, свойствами жидкого масла, которое используется для их приготовления. Для получения морозостойких сма­зок применяют масла, имеющие невысокую вязкость при низких температурах (синтетические масла, сложные эфиры и др.).

Основные эксплуатационные свойства пластичных антифрикционных смазок приведены в табл. 2.30.

Консервационные смазки занимают важное место среди пластичных смазок. Узлы и агрегаты поставленных на хранение автомобилей без защитных смазок корродируют в 1,5-2 раза быстрее, чем на автомобилях, находящихся в постоянной эксплуатации. К защитным отно­сятся пушечная смазка, технический вазелин и др.

Рис.2.82. Универсальная литийсодержащая пластичная смазка для подшипников качения и скольжения промышленных зубчатых передач Unocal 76 Unoba EP Grease

Рис.2.83. Тефлоновая смазка MOTIP для деталей замков, Выключателей, скользящих пор, дверных петель, передач и т.д.

Рис.2.83. Универсальная литийсодержащая пластичная смазка для применения в условиях высоких нагрузок и температур (в т.ч. в шарнирах равных угловых скоростей) Unocal 76 Megaplex XD Grease ( NLGI 2)

Таблица 2.30. Эксплуатационные свойства пластичных антифрикционных смазок

Марка смазки

Цвет

Температура каплепадения, ˚С

Эффективная вязкость, ПА с, при 0 ˚С и градиенте сдвига 10-1

Панетрация при 25 ˚С, мм 10-1

Коллоидная стабильность, %

Предел прочности при 20 ˚С, ПА с

Температурный предел работоспособности, ˚С

Возможные аменителиз

Смазки общего назначения

Солидол С

От светло-желтого до темно-коричневого

85-105

2000

250-310

1-5

37

-20…+65

Солидол Ж, Литол-24, Зимол

Смазка графитовая УссА

Черный с серебристым оттенком

77-90

1500-4000

250-270

0,5-4,0

6,5

-20…+60

Солидол С и 10% графита

Для повышенных температур

Смазка 1-13, жировая

От светло- до темно-желтого

≥ 130

6000

250-290

10-20

15-40

-25…+90

Литол-24, Зимол

Консталин-1

От желтого до светло- коричневого

≥ 130

2500-5000

225-275

-

-

-20…+120

Литол-24

Консталин-2

От желтого до светло- коричневого

≥ 150

2500-5000

175-225

-

-

-20…+120

Литол-24

Автомобильная, ЯНЗ-2

Коричневый или желтый

160-170

2000

250

2-5

5-20

-30…+100

Литол-24, Зимол

Смазка АМ-карданная

Светло- или темно-коричневый

130-150

3000-6000

220-270

10-15

10-25

-20…+120

Литол-24

Смазка № 158

Синий

140-160

≤ 4000

305

8-15

2,4

-40…+120

Литол-24, Фиол-2У, Фиол-2М

Многоцелевые

Литол-24

Коричневый

185-195

≤ 2800

240-265

15-20

5-12

-40…+130

Фиол-3, Зимол

Фиол-1

От светло-желтого до темно-коричневого

185-200

≤ 2000

310-340

15-20

3-5

-40…+120

Литол-24, Фиол-2

Фиол-2

Коричневый

188-200

≤ 2500

265-295

10-15

7-9,5

-40…+120

Литол-24, Фиол-2

Фиол-2М

Серебристо-черный

180-195

≤ 2500

265-295

10-15

7-8

-40…+130

Фиол-2У

Фиол-2У

Серебристо-черный

185-195

≤ 1500

265-295

7-11

6,5

-40…+130

Литол-24, Смазка № 158

Фиол-3

Зеленый

190-200

≤ 2800

220-260

8-12

6-12

-40…+130

Литол-24

Смазка ЛСЦ-15

Светло-желтый

185-200

≤ 2800

250-280

10-15

7,0

-40…+140

Литол-24, ШРБ-4

Смазка ШРБ-4

Темно-коричневый

185-240

800-1600

265-295

4-10

3,4

-40…+130

Литол-24, ЛСЦ-15

Термостойкие

Униол-3

Серебристо-черный

220-260

700-900

290-320

5-12

12

-60…+120

Лита, Зимол

ЦИАТИМ-221

Белый или светло-серый

200-220

800-2000

280-360

-

2,5-7

-60…+150

-

Низкостойкие (морозостойкие)

ЦИАТИМ-201

Желтый или светло-коричневый

175-190

800-1700

290-320

16-30

7-12

-60…+90

Лита, Зимол, ЦИАТИМ-203

Лита

От светло-желтого до темно-коричневого

185-200

1600-3500

220-250

7-12

6-12

-50…+100

Литол-24, ЦИАТИМ-203

Зимол

Коричневый

190-200

1000-2600

240-290

16-20

3-10

-40…+130

-

Пушечная смазка (ГОСТ19537-83) — густая липкая мазь коричнево­го цвета, изготовленная сплавлением петролатумов с вязким маслом. До­полнительно в смазку вводят 5 % це­резина и окисленный церезин в каче­стве присадки.

Смазка сохраняет свою защит­ную способность и предотвращает коррозию вплоть до -50 °С. При тем­пературе +50 °С она оплавляется и стекает с защищаемых поверхно­стей. Ее используют для защиты от коррозии металлических изделий любой формы и размеров.

Технический вазелин волокни­стый ВТВ-1 отличается хорошим сцеплением с металлом благодаря присутствию в нем адгезионной присадки. Эта смазка, изготовлен­ная на маловязком масле, характе­ризуется лучшей стойкостью к низким температурам. Наиболее часто технический вазелин применяется для смазывания выводов аккумуляторных батарей и клемм крепления к ним проводов.

Не растворимые в воде, химически- и коллоидно-стабильные антифрикционные смазки с низкой испаряемостью также можно использовать в качестве консервационных смазочных материалов, поскольку они обладают хорошими защитными свойствами (Солидол С, Литол-24 и др.).

Области применения пластичных смазок в узлах автомобилей реко­мендуют заводы-изготовители авто­мобиля. Некоторые рекомендации по использования пластичных смазок в автомобилях российского про­изводства приведены в табл. 2.31.

При обновлении пластичных смазок следует иметь в виду, что не каждая смазка может смешиваться с другой, поэтому перед закладкой новой смазки рекомендуется тщательно удалить остатки старой смазки. Это необходимо сделать еще и по той причине, что старая смазка может содержать продукты износа деталей. В табл. 2.32 при­ведена совместимость отечественных пластичных смазок, а в табл. 2.33 — вза­имозаменяемость некоторых отечественных и зарубежных аналогов пластич­ных смазок, наиболее часто используемых в автомобилях.

Таблица 2.31. Применение пластичных смазок в узлах автомобилей Российского производства

Наименование узла трения

Наименование (обозначения) смазки

Регулируемые подшипники ступицы, нерегулируемые подшипники полуоси

Литол-24, ЛСЦ-15, Зимол, Лита

Подшипники промежуточной опоры карданного вала

Литол-24, ЛСЦ-15

Игольчатые подшипники карданных шарниров

Фиол-2У*, ШРУС-4*, № 158

Шарниры равных угловых скоростей

ШРУС-4

Шарниры подсветки и рулевого управления, имеющие пресс-масленки

ШРБ-4, ШРУС-4, Литол-24

Герметизированные разборные и неразборные шарниры подсветки

ШРБ-4*

Шлицевые соединения

ЛСЦ-15*, Литол-24

Шарниры и оси привода педалей газа, выключения сцепления

ЛСЦ-15*

Герметизированные шарниры рулевого управления

ЛСЦ-15*

Шарниры подсветки и рулевого управления легковых автомобилей ГАЗ

Фиол-2У

Рессоры

Графитная, Лимол, ВНИИ НП-242

Оси, валики, подшипники скольжения, петли, тросы в оболочках

ЛСЦ-15*, Литол-24, ЦИАТИМ-201

Подшипники генератора, стартера и др. электродвигателей, оси октан-корректора распределителя зажигания

Фиол-2М*, Литол-24, Зимол, № 158, ЦИАТИМ-201

Гибкий вал спидометра

ЦИАТИМ-201

Переключатель показателя поворота

КСБ*

Стеклоподъемники, замки, стопорные механизмы дверей

ЛСЦ-15*

Монтаж деталей, работающих в контакте резина-металл

ДТ-1

Применяется в качестве несменяемой на весь период эксплуатации автомобиля Совместимость пластичных смазок

Таблица 2.32. Совместимость пластичных смазок

Марка смазки

Литол-24

Зимол

Лита

Солидол С

Н

Н

Н

Солидол Ж

С

С

Н

Консталин-1,2

С

-

С

Смазка 1-13, жировая

С

С

С

Смазка автомобильная ЯНЗ-2

С

С

С

ЦИАТИМ-201

С

С

С

ЦИАТИМ-203

-

-

С

Литол-24

-

С

С

Зимол

С

-

С

Лита

С

С

-

Примечание. С — совместимость, Н — несовместимость

Таблице 2.33. Взаимозаменяемость некоторых отечественных и импортных пластичных смазок

Наименование показателей

Марка масла

МГ-15-Б

МГ-15-В

МГ-22-А

МГ-22-Б

МГ-46-Б

МГ-46-В

Вязкость кинематическая, мм2/с:

при +50 ºС

при -40 ºС

10

1250

≥ 10

1900

12-14

13000

11-14

-

27-33

4000

41,4-50,6

4000

Индекс вязкости

-

130

85

-

25

25

Температура вспышки, ºС, не ниже

92

135

163

145

190

190

Температура застывания, ºС, не ниже

-70

-60

-45

-45

-30

-30

Плотность при 20 ºС, не более

850

865

890

-

885

-

Кислотное число, мг КОН/г масла

0,05

0,05

0,07

0,3-0,6

0,06

-


<<< К HАЧАЛУ >>>


Автор: Шевырева Е.А., разработчик: Родионова И.В., исполнитель: Курин В.П.

 

Hosted by uCoz