Тема 5.3. «Ассортимент смазок, их
применение и взаимозаменяемость» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наибольшее применение при эксплуатации автомобилей
находят антифрикционные и консервационные смазки. Среди антифрикционных смазок широко используются
смазки общего назначения, для повышенных температур, многоцелевые,
термостойкие и низкостойкие (морозостойкие). Смазки общего назначения, известные под названием
«Солидолы», наиболее массовые и дешевые. Солидолы используют в механизмах, работающих при
температурах до 70 °С, так как при больших температурах они теряют
работоспособность. Они не растворимы в воде, очень водостойки и поэтому
хорошо защищают металлические детали от коррозии. Рис.2.81. Смазка для
подшипников ступиц колес, ходовой части, шаровых опор, карданных шарниров
Ravenol Mehrzweckfett OML Смазки для повышенных температур применяют в
разнообразных узлах трения, работающих при температурах от -30° до +100 °С. Для приготовления натриевых и натриево-кальциевых
смазок используют естественные жиры, реже синтетические кислоты. Общий
недостаток смазок — растворимость в воде. Многоцелевые (универсальные) смазки водостойки и
работоспособны в широком интервале скоростей, температур и нагрузок и
поэтому применяются во всех основных узлах трения разнообразных механизмов.
Кроме того, они обладают хорошими консервационными свойствами. Термостойкие смазки имеют максимальный диапазон
температур работоспособности от 150° до 250 °С в течение 10-100 часов. Эти
смазки изготавливают на синтетических маслах и специальных загустителях. Низкостойкие смазки, относящиеся к морозостойким,
применяют при температурах до-50 °С. Тип загустителя на морозостойкость смазки почти не
влияет, а низкотемпературные свойства смазок обусловлены, в основном,
свойствами жидкого масла, которое используется для их приготовления. Для
получения морозостойких смазок применяют масла, имеющие невысокую вязкость
при низких температурах (синтетические масла, сложные эфиры и др.). Основные эксплуатационные свойства пластичных
антифрикционных смазок приведены в табл. 2.30. Консервационные смазки занимают важное место среди
пластичных смазок. Узлы и агрегаты поставленных на хранение автомобилей без
защитных смазок корродируют в 1,5-2 раза быстрее, чем на автомобилях,
находящихся в постоянной эксплуатации. К защитным относятся пушечная смазка,
технический вазелин и др. Рис.2.82. Универсальная
литийсодержащая пластичная смазка для подшипников качения и скольжения
промышленных зубчатых передач Unocal 76 Unoba EP Grease Рис.2.83. Тефлоновая
смазка MOTIP для деталей замков, Выключателей, скользящих пор, дверных
петель, передач и т.д. Рис.2.83. Универсальная
литийсодержащая пластичная смазка для применения в условиях высоких нагрузок
и температур (в т.ч. в шарнирах равных угловых скоростей) Unocal 76 Megaplex
XD Grease ( NLGI 2)
Таблица 2.30. Эксплуатационные свойства пластичных антифрикционных смазок
Марка смазки Цвет Температура каплепадения, ˚С Эффективная вязкость, ПА с, при 0 ˚С и градиенте сдвига 10-1 Панетрация при 25 ˚С,
мм 10-1 Коллоидная стабильность, % Предел прочности при 20 ˚С,
ПА с Температурный предел работоспособности, ˚С Возможные аменителиз Смазки общего назначения Солидол С От светло-желтого до темно-коричневого 85-105 2000 250-310 1-5 37 -20…+65 Солидол Ж, Литол-24, Зимол Смазка графитовая УссА Черный с серебристым оттенком 77-90 1500-4000 250-270 0,5-4,0 6,5 -20…+60 Солидол С и 10% графита Для повышенных температур Смазка 1-13, жировая От светло- до темно-желтого ≥ 130 6000 250-290 10-20 15-40 -25…+90 Литол-24, Зимол Консталин-1 От желтого до светло- коричневого ≥ 130 2500-5000 225-275 - - -20…+120 Литол-24 Консталин-2 От желтого до светло- коричневого ≥ 150 2500-5000 175-225 - - -20…+120 Литол-24 Автомобильная, ЯНЗ-2 Коричневый или желтый 160-170 2000 250 2-5 5-20 -30…+100 Литол-24, Зимол Смазка АМ-карданная Светло- или темно-коричневый 130-150 3000-6000 220-270 10-15 10-25 -20…+120 Литол-24 Смазка № 158 Синий 140-160 ≤ 4000 305 8-15 2,4 -40…+120 Литол-24, Фиол-2У, Фиол-2М Многоцелевые Литол-24 Коричневый 185-195 ≤ 2800 240-265 15-20 5-12 -40…+130 Фиол-3, Зимол Фиол-1 От светло-желтого до темно-коричневого 185-200 ≤ 2000 310-340 15-20 3-5 -40…+120 Литол-24, Фиол-2 Фиол-2 Коричневый 188-200 ≤ 2500 265-295 10-15 7-9,5 -40…+120 Литол-24, Фиол-2 Фиол-2М Серебристо-черный 180-195 ≤ 2500 265-295 10-15 7-8 -40…+130 Фиол-2У Фиол-2У Серебристо-черный 185-195 ≤ 1500 265-295 7-11 6,5 -40…+130 Литол-24, Смазка № 158 Фиол-3 Зеленый 190-200 ≤ 2800 220-260 8-12 6-12 -40…+130 Литол-24 Смазка ЛСЦ-15 Светло-желтый 185-200 ≤ 2800 250-280 10-15 7,0 -40…+140 Литол-24, ШРБ-4 Смазка ШРБ-4 Темно-коричневый 185-240 800-1600 265-295 4-10 3,4 -40…+130 Литол-24, ЛСЦ-15 Термостойкие Униол-3 Серебристо-черный 220-260 700-900 290-320 5-12 12 -60…+120 Лита, Зимол ЦИАТИМ-221 Белый или светло-серый 200-220 800-2000 280-360 - 2,5-7 -60…+150 - Низкостойкие (морозостойкие) ЦИАТИМ-201 Желтый или светло-коричневый 175-190 800-1700 290-320 16-30 7-12 -60…+90 Лита, Зимол, ЦИАТИМ-203 Лита От светло-желтого до темно-коричневого 185-200 1600-3500 220-250 7-12 6-12 -50…+100 Литол-24, ЦИАТИМ-203 Зимол Коричневый 190-200 1000-2600 240-290 16-20 3-10 -40…+130 - Пушечная смазка (ГОСТ19537-83) — густая липкая мазь
коричневого цвета, изготовленная сплавлением петролатумов с вязким маслом.
Дополнительно в смазку вводят 5 % церезина и окисленный церезин в качестве
присадки. Смазка сохраняет свою защитную способность и
предотвращает коррозию вплоть до -50 °С. При температуре +50 °С она
оплавляется и стекает с защищаемых поверхностей. Ее используют для защиты от
коррозии металлических изделий любой формы и размеров. Технический вазелин волокнистый ВТВ-1 отличается
хорошим сцеплением с металлом благодаря присутствию в нем адгезионной
присадки. Эта смазка, изготовленная на маловязком масле, характеризуется
лучшей стойкостью к низким температурам. Наиболее часто технический вазелин
применяется для смазывания выводов аккумуляторных батарей и клемм крепления к
ним проводов. Не растворимые в воде, химически- и
коллоидно-стабильные антифрикционные смазки с низкой испаряемостью также
можно использовать в качестве консервационных смазочных материалов,
поскольку они обладают хорошими защитными свойствами (Солидол С, Литол-24 и
др.). Области применения пластичных смазок в узлах
автомобилей рекомендуют заводы-изготовители автомобиля. Некоторые
рекомендации по использования пластичных смазок в автомобилях российского производства
приведены в табл. 2.31. При обновлении пластичных смазок следует иметь в
виду, что не каждая смазка может смешиваться с другой, поэтому перед
закладкой новой смазки рекомендуется тщательно удалить остатки старой смазки.
Это необходимо сделать еще и по той причине, что старая смазка может
содержать продукты износа деталей. В табл. 2.32 приведена совместимость
отечественных пластичных смазок, а в табл. 2.33 — взаимозаменяемость
некоторых отечественных и зарубежных аналогов пластичных смазок, наиболее
часто используемых в автомобилях. Таблица 2.31. Применение
пластичных смазок в узлах автомобилей Российского производства
Наименование узла трения Наименование (обозначения) смазки Регулируемые подшипники ступицы, нерегулируемые подшипники
полуоси Литол-24, ЛСЦ-15, Зимол, Лита Подшипники промежуточной опоры карданного вала Литол-24, ЛСЦ-15 Игольчатые подшипники карданных шарниров Фиол-2У*, ШРУС-4*, № 158 Шарниры равных угловых скоростей ШРУС-4 Шарниры подсветки и рулевого управления, имеющие
пресс-масленки ШРБ-4, ШРУС-4, Литол-24 Герметизированные разборные и неразборные шарниры
подсветки ШРБ-4* Шлицевые соединения ЛСЦ-15*, Литол-24 Шарниры и оси привода педалей газа, выключения сцепления ЛСЦ-15* Герметизированные шарниры рулевого управления ЛСЦ-15* Шарниры подсветки и рулевого управления легковых
автомобилей ГАЗ Фиол-2У Рессоры Графитная, Лимол, ВНИИ НП-242 Оси, валики, подшипники скольжения, петли, тросы в
оболочках ЛСЦ-15*, Литол-24, ЦИАТИМ-201 Подшипники генератора, стартера и др. электродвигателей,
оси октан-корректора распределителя зажигания Фиол-2М*, Литол-24, Зимол, № 158, ЦИАТИМ-201 Гибкий вал спидометра ЦИАТИМ-201 Переключатель показателя поворота КСБ* Стеклоподъемники, замки, стопорные механизмы дверей ЛСЦ-15* Монтаж деталей, работающих в контакте резина-металл ДТ-1 Применяется в качестве
несменяемой на весь период эксплуатации автомобиля Совместимость пластичных
смазок
Марка смазки Литол-24 Зимол Лита Солидол С Н Н Н Солидол Ж С С Н Консталин-1,2 С - С Смазка 1-13, жировая С С С Смазка автомобильная ЯНЗ-2 С С С ЦИАТИМ-201 С С С ЦИАТИМ-203 - - С Литол-24 - С С Зимол С - С Лита С С - Примечание. С —
совместимость, Н — несовместимость Таблице 2.33.
Взаимозаменяемость некоторых отечественных и импортных пластичных смазок
Наименование показателей Марка масла МГ-15-Б МГ-15-В МГ-22-А МГ-22-Б МГ-46-Б МГ-46-В Вязкость кинематическая, мм2/с: при +50 ºС при -40 ºС 10 1250 ≥ 10 1900 12-14 13000 11-14 - 27-33 4000 41,4-50,6 4000 Индекс вязкости - 130 85 - 25 25 Температура вспышки, ºС,
не ниже 92 135 163 145 190 190 Температура застывания, ºС,
не ниже -70 -60 -45 -45 -30 -30 Плотность при 20 ºС,
не более 850 865 890 - 885 - Кислотное число, мг КОН/г масла 0,05 0,05 0,07 0,3-0,6 0,06 - |
Автор: Шевырева Е.А., разработчик: Родионова И.В.,
исполнитель: Курин В.П.