<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>


Тема 5.1. «Эксплуатационные требования к электролитам»


 

Плотность электролита для аккумуляторной батареи зависит от климатиче­ского района, в котором эксплуатируется автомобиль. Значения норм плотности электролита при температуре +25 °С для различных климатических зон и време­ни года приведены в табл. 3.8.

Таблица 3.8. Нормы плотности электролита

Климатический район (средняя месячная температура воздуха в январе, ˚С)

Время года

Плотность заряженной батареи, г/см3

Степень разреженности батареи, %

25

50

Очень холодный (-50…-30)

Зима
Лето

1,30
1,28

1,26
1,24

1,22
1,20

Холодный (-30…-15)

Круглый год

1,28

1,24

1,20

Умеренный (-15…-8)

Круглый год

1,28

1,24

1,20

Теплый влажный (0…+4)

Круглый год

1,23

1,19

1,15

Жаркий сухой (-15…+4)

Круглый год

1,23

1,19

1,15

 

При обслуживании, а также при отказе аккумуляторной батареи в эксплуатации ее разряженность проверяют измерением плотности электролита ареометром и сравнивают полученные данные с табл. 3.8. Батарею, разряженную более чем на 25 % зимой и более чем на 50 % летом, снимают с автомобиля и подзаряжают.

Плотность электролита зависит от температуры окружающего воздуха. Поэтому, если температура электролита отличается от +25 °С, то к показаниям арео­метра прибавляют или отнимают температурную поправку (табл. 3.9). При тем­пературе электролита выше +30 °С поправка прибавляется к фактическому пока­занию ареометра. Если температура электролита ниже +20 °С, то поправка вычи­тается. Когда температура электролита находится в пределах +20...+30 °С, поправка на температуру не учитывается.

Таблица 3.9. Температура электролита и температурная поправка плотности

Фактическая температура электролита, ˚С

Значение температурной поправки плотности, г/см3

-40…-26

-0,04

-25…-11

-0,03

-10…+4

-0,02

+5…+19

-0,01

+20…+30

0,00

+31…+45

+0,01

Чтобы не получить неправильных результатов при измерении плотности электролита, ее нельзя замерять в следующих случаях:

•  если уровень электролита в аккумуляторной батарее не соответствует норме;

•  если электролит слишком горячий или холодный (оптимальная температура для замера плотности составляет +15-27 °С);

•  сразу после доливки дистиллированной воды. Необходимо выждать, пока электролит перемешается. Если батарея разряжена, для этого может по­требоваться несколько часов;

•  после нескольких включений стартера (следует выждать, пока установится равномерная плотность электролита в элементах батареи);

Таблица 3.10. Плотность, состав и температура замерзания электролита при температуре окружающего воздуха +15 °С

Плотность электролита, г/см3

Содержание серной кислоты (по объему), %

Температура замерзания ˚С

Плотность электролита, г/см3

Содержание серной кислоты (по объему), %

Температура замерзания ˚С

1,10

8,5

-7

1,21

18,7

-28

1,11

9,5

-8

1,22

19,6

-32

1,12

10,3

-9

1,23

20,6

-36

1,13

11,2

-10

1,24

21,6

-42

1,14

12,1

-12

1,25

22,6

-50

1,15

13,0

-14

1,26

23,6

-54

1,16

13,9

-16

1,27

24,6

-58

1,17

14,9

-18

1,28

25,6

-64

1,18

15,8

-20

1,29

26,6

-70

1,19

16,7

-22

1,30

27,6

-74

1,20

17,7

-25

1,31

28,7

-76

 

Примечание. Исходная серная аккумуляторная кислота имеет плотность 1,84 г/см3 при +15 0 С

•  при «кипящем» электролите (необходимо выждать, пока пузырьки в элект­ролите, набранном в пипетку ареометра, поднимутся на поверхность). Если при измерении плотности электролита обнаружится, что она чрезмерно высокая (1,3 г/см3 и выше), то необходимо удалить часть электролита из элемента и долить дистиллированной воды, затем выждать, пока электролит перемещается с ней, и снова замерить его плотность.


<<< К HАЧАЛУ >>>


Автор: Шевырева Е.А., разработчик: Родионова И.В., исполнитель: Курин В.П.

 

Hosted by uCoz