Профессиональное
самоопределение.
Профессиональное
образование, выполняющее функции профессиональной подготовки, отождествляемое
с понятием «специальное образование», предполагает два пути его получения
— самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального
образования. Важным психологическим моментом, определяющим успех профессионального
образования, является своеобразная «готовность» (эмоциональная, мотивационная)
к приобретению той или иной профессии. Выбор профессии, осуществляемый
человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их
с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе,
одним из главных решений в жизни.
Выбор
профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на
оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии,
профессиональное самоопределение требуют высокой активности субъекта, зависят
от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени
развития контрольно-оценочной сферы. Для эффективного профессионального
самоопределения необходимы:
— способность адекватно оценивать свои
качества как факторы выбора профессии;
способность
изучать мир профессий, опираясь на неслучайные факторы, формировать адекватное
представление о нем;
способность
выделять главное для себя при выборе профессии, т.е. сформировывать
индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно оценить ситуацию
выбора профессии.