КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ.

По предмету труда все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы) и социономические (взаимодействие людей), по А.Н. Леонтьеву. Соот­ветственно, Е.А. Климов определяет пять схем профессиональ­ной деятельности: «Человек — Природа», «Человек — Техни­ка», «Человек— Знак», «Человек — Художественный образ», «Человек — Человек».

«Человек — живая природа» (П). Представители этого типа
профессий имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования (мас­тер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог).

«Человек — человек» (Ч). Предметом интереса, обслужи­вания, распознавания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (продавец, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель, социальный работник).

«Человек — техника» (Т) и неживая природа. Работники
имеют дело с неживыми, техническими объектами труда (слесарь-сборщик, техник-механик, электрослесарь, инженер-элект­рик, техник- технолог).

«Человек — знаковая система» (3). Естественные и искус­ственный языки, условные знаки, символы, цифры, формулы — вот предметные миры, которыми занимаются представители этого типа профессий (оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, язы­ковед).

«Человек — художественный образ» (X). Явления, факты художественного отображения действительности — вот что за­нимает представителей профессий этого типа (художник-деко­ратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инст­рументов, концертный исполнитель, артист балета, актер дра­матического театра).

В пределах каждого типа профессий Е.А. Климовым выделе­ны их классы по признаку целей (второй ярус):

гностические профессии (Г);

преобразующие (П);

изыскательные (И).

По признаку основных орудий, средств труда в рамках каж­дого класса выделяют четыре отдела (третий ярус):

профессии ручного труда (Р);

профессии машинного труда (машины с ручным управлени­ем используются для обработки, перемещения, преобразования предметов труда, поэтому типичными профессиями в этом подразделении являются водитель, машинист и т.д.) (М);

профессии, связанные с применением автоматизированных и
автоматических систем (А), — операторы машин с ЧПУ и т.д.;

профессии, связанные с преобладанием функциональных
средств труда (Ф).

По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы (четвертый ярус в приведенной схеме):

работа с условиями микроклимата, близкими к бытовым, «комнатным» (Б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ;

работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воз­духе в любую погоду (О): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции;

работа в необычных условиях (на высоте, под землей, под во­дой, при повышенных и пониженных температурах (-Н): антенщик-мачтовик, водолаз машинист горного комбайна, по­жарный);

работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье людей — взрослых или детей, большие ма­териальные ценности (М) (воспитатель детского сада, учитель, врач, следователь).

Анализируя состав действий для каждого типа профессий, Е.А. Климов наметил четыре их группы:

Двигательные (действия перемещения, расположения, по­ворота и т.д.).

Познавательные (гностические) действия, куда входят дей­ствия восприятия, воображения и логические действия.

Действия межличностного общения; диагностирующие, дей­ствие-требование, действие по информационному управлению
партнером.

Действие по согласованию усилий.

Что же определяет выбор профессии? Отвечая на этот вопрос, Е.А. Климов намечает восемь основных факторов, определя­ющих профессиональный выбор: 1) позиция старших, семьи; 2) позиция сверстников; 3) позиция школьного педагогическо­го коллектива (учителя, классные руководители и т. д.); 4) лич­ные профессиональные и жизненные планы; 5) способности и их проявления; 6) притязание на общественное признание; 7) ин­формированность о той или иной профессиональной деятельнос­ти; 8) склонности.

В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональ­ный, интерес к профессии, склонности); способности (как психо­логические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности); темперамент; характер. Эти факторы часто относятся к субъективным. Следующая группа факто­ров (их можно назвать объективными) включает в себя: уро­вень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информи­рованность о мире профессий. Выделяют также социальные ха­рактеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают та­кие факторы, как способности. Часто проблему способностей свя­зывают с одаренностью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий.

К.М. Гуревич выделил три типа профессий в связи с опреде­лением требований, предъявляемых к работнику:

профессии, где каждый здоровый человек может достичь об­щественно приемлемой эффективности деятельности;

профессии, в которых далеко не каждый человек может до­биться нужной эффективности;

      профессии, которые по своей сущности требуют достижения
высших степеней мастерства, они предъявляют специфические
требования к индивидуальным особенностям человека (профес­сии, требующие абсолютной профессиональной пригодности). Каждый тип профессии предъявляет определенные требова­ния к тем или иным способностям и качествам человека.

Hosted by uCoz