КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ.
По предмету труда все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы) и социономические (взаимодействие людей), по А.Н. Леонтьеву. Соответственно, Е.А. Климов определяет пять схем профессиональной деятельности: «Человек — Природа», «Человек — Техника», «Человек— Знак», «Человек — Художественный образ», «Человек — Человек».
«Человек
— живая природа» (П). Представители этого типа
профессий имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами
и условиями их существования (мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник,
ветеринар, микробиолог).
«Человек
— человек» (Ч). Предметом интереса, обслуживания, распознавания,
преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения,
люди разного возраста (продавец, парикмахер, инженер-организатор производства,
врач, учитель, социальный работник).
«Человек — техника» (Т) и неживая природа. Работники
имеют дело с неживыми, техническими объектами труда (слесарь-сборщик,
техник-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник- технолог).
«Человек
— знаковая система» (3). Естественные и искусственный языки, условные знаки,
символы, цифры, формулы — вот предметные миры, которыми занимаются
представители этого типа профессий (оператор фотонаборного автомата,
программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед).
«Человек
— художественный образ» (X). Явления, факты
художественного отображения действительности — вот что занимает представителей
профессий этого типа (художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик
музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического
театра).
В
пределах каждого типа профессий Е.А. Климовым выделены их классы по
признаку целей (второй ярус):
гностические
профессии (Г);
преобразующие
(П);
изыскательные
(И).
По признаку
основных орудий, средств труда в рамках каждого класса выделяют четыре
отдела (третий ярус):
профессии
ручного труда (Р);
профессии
машинного труда (машины с ручным управлением используются для обработки,
перемещения, преобразования предметов труда, поэтому типичными профессиями в
этом подразделении являются водитель, машинист и т.д.) (М);
профессии, связанные с применением автоматизированных и
автоматических систем (А), — операторы машин с ЧПУ и т.д.;
профессии,
связанные с преобладанием функциональных
средств труда (Ф).
По
условиям труда профессии можно разделить на четыре группы (четвертый ярус в приведенной схеме):
работа
с условиями микроклимата, близкими к бытовым, «комнатным» (Б): лаборанты,
бухгалтеры, операторы ЭВМ;
работа,
необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О):
агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор
госавтоинспекции;
работа
в необычных условиях (на высоте, под землей, под водой, при повышенных и
пониженных температурах (-Н): антенщик-мачтовик, водолаз машинист горного
комбайна, пожарный);
работа
в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье людей —
взрослых или детей, большие материальные ценности (М) (воспитатель детского
сада, учитель, врач, следователь).
Анализируя
состав действий для каждого типа профессий, Е.А. Климов наметил четыре их группы:
Двигательные (действия перемещения, расположения, поворота и т.д.).
Познавательные (гностические) действия, куда входят действия восприятия, воображения и логические действия.
Действия
межличностного общения; диагностирующие, действие-требование, действие по
информационному управлению
партнером.
Действие
по согласованию усилий.
Что
же определяет выбор профессии? Отвечая на этот вопрос, Е.А. Климов намечает восемь
основных факторов, определяющих профессиональный выбор: 1) позиция
старших, семьи; 2) позиция сверстников; 3) позиция школьного педагогического
коллектива (учителя, классные руководители и т. д.); 4) личные
профессиональные и жизненные планы; 5) способности и их проявления; 6)
притязание на общественное признание; 7) информированность о той или иной
профессиональной деятельности; 8) склонности.
В ряду основных факторов выбора профессии психологи
обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный,
интерес к профессии, склонности); способности (как психологические
механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности);
темперамент; характер. Эти факторы часто относятся к субъективным. Следующая
группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень
подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире
профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение,
домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие
факторы, как способности. Часто проблему способностей связывают с
одаренностью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь
незначительное число профессий.
К.М. Гуревич выделил три типа профессий в связи с
определением требований, предъявляемых к работнику:
профессии,
где каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективности
деятельности;
профессии,
в которых далеко не каждый человек может добиться нужной эффективности;
— профессии, которые по своей сущности
требуют достижения
высших степеней мастерства, они предъявляют специфические
требования к индивидуальным особенностям человека (профессии, требующие
абсолютной профессиональной пригодности). Каждый тип профессии предъявляет
определенные требования к тем или иным способностям и качествам человека.