Психологические требования профессий

Психологические требования профессий типа «Человек— Природа» к человеку: развитое воображение, наглядно-образ­ное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные фак­торы; поскольку результаты деятельности выявляются по про­шествии довольно длительного времени, специалист должен об­ладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым рабо­тать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т.п.

Профессия «человек—техника». Большинство профессий этого типа связано: 1) с созданием, монтажом, сборкой технических устройств (специалисты проектируют, конструируют техниче­ские системы, устройства, разрабатывают процессы их изготов­ления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, меха­низмы, приборы, регулируют и налаживают их); 2) с эксплуата­цией технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами); 3) с ре­монтом технических устройств (специалисты выявляют, распоз­нают неисправности технических систем, приборов, механиз­мов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Одно и то же техническое устройство может быть предметом труда для разных специалистов (табл. 8).

 

Техническое устройство

Монтаж, сборка

Эксплуатация

Ремонт

Станок с число­вым програм­мным управле­нием

Слесарь механо­сборочных работ

Оператор станков с ЧПУ, наладчик станков с ЧПУ

Слесарь по ре­монту промыш­ленного обору­дования

Энергетическая установка

Электромонтаж­ник

Оператор электропульта

Слесарь по ре­монту электро­оборудования

Прибор

Радиомонтажник

Радиотехник

Слесарь по ре­монту радиоаппа­ратуры

Фотокиноаппа­ратура

Слесарь-сборщик кинофотоаппара­туры

Киномеханик, фотограф

Слесарь по ре­монту кинофото­аппаратуры

 

Психологические требования профессий «человек—техни­ка» к человеку: хорошая координация движений; точное зри­тельное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдатель­ность.

Большинство профессий типа «ЧеловекЗнаковая система» связано с переработкой информации и различается по особеннос­тям предмета труда. Это могут быть: 1) тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, дело­производитель, телеграфист, наборщик); 2) цифры, формулы, таб­лицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, стати­стик); 3) чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-техно­лог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист); 4) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий типа «Человек— Знаковая система» к человеку: хорошая оперативная и меха­ническая память; способность к длительной концентрации вни­мания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распреде­ление и переключение внимания; точность восприятия; умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпе­ние; логическое мышление.

Профессии «ЧеловекХудожественный образ». Большинство профессий этого типа связано: 1) с созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, компози­тор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф); 2) с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик); 3) с размножением художественных произве­дений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шли­фовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий типа «Человек—Художественный образ» к человеку: художественные способ­ности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зри­тельная память; наглядно-образное мышление; творческое вооб­ражение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

Профессии «ЧеловекЧеловек». Большинство профессий этого типа связано: 1) с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер); 2) с медицинским обслуживани­ем (врач, фельдшер, медсестра, няня); 3) с бытовым обслужива­нием (продавец, парикмахер, официант, вахтер); 4) с информа­ционным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор); 5) с защитой общества и государства (юрист, милиционер, инс­пектор, военнослужащий). Многие должности: директор, бри­гадир, начальник цеха, профсоюзный организатор — связаны с работой с людьми, поэтому ко всем руководителям предъявля­ются те же требования, что и к специалистам профессий типа «человек—человек».

Психологические требования профессий типа «Человек—Человек»: стремление к общению: умение легко вступать в кон­такт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдер­жка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать по­ведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимо­отношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ста­вить себя на место другого человека, умение слушать, учиты­вать мнения другого человека; способность владеть речью, ми­микой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей. Ссылка СТР. 19-21

 

Hosted by uCoz