Психологические требования профессий
Психологические
требования профессий типа «Человек— Природа» к человеку: развитое воображение, наглядно-образное
мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть
и оценивать изменчивые природные факторы; поскольку результаты деятельности
выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен
обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов,
иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т.п.
Профессия
«человек—техника». Большинство профессий этого типа связано: 1) с созданием, монтажом,
сборкой технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические
системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных
узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают
их); 2) с эксплуатацией технических устройств (специалисты работают на
станках, управляют транспортом, автоматическими системами); 3) с ремонтом
технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности
технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают
их).
Одно
и то же техническое устройство может быть предметом труда для разных
специалистов (табл. 8).
Техническое
устройство |
Монтаж,
сборка |
Эксплуатация |
Ремонт |
Станок
с числовым программным управлением |
Слесарь
механосборочных работ |
Оператор
станков с ЧПУ, наладчик станков с ЧПУ |
Слесарь
по ремонту промышленного оборудования |
Энергетическая
установка |
Электромонтажник |
Оператор
электропульта
|
Слесарь
по ремонту электрооборудования |
Прибор |
Радиомонтажник |
Радиотехник |
Слесарь
по ремонту радиоаппаратуры |
Фотокиноаппаратура |
Слесарь-сборщик
кинофотоаппаратуры |
Киномеханик,
фотограф |
Слесарь
по ремонту кинофотоаппаратуры |
Психологические
требования профессий «человек—техника» к человеку: хорошая координация движений;
точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и
концентрировать внимание; наблюдательность.
Большинство
профессий типа «Человек—Знаковая система» связано с переработкой
информации и различается по особенностям предмета труда. Это могут быть: 1)
тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель,
телеграфист, наборщик); 2) цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ,
экономист, бухгалтер, статистик); 3) чертежи, схемы, карты (конструктор,
инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист); 4) звуковые
сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические
требования профессий типа «Человек— Знаковая система» к человеку: хорошая оперативная и механическая
память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном
(знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания; точность
восприятия; умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость,
терпение; логическое мышление.
Профессии
«Человек—Художественный образ». Большинство профессий этого
типа связано: 1) с созданием, проектированием художественных произведений
(писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист,
хореограф); 2) с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу
(ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик); 3) с
размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по
росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические
требования профессий типа «Человек—Художественный образ» к человеку: художественные способности;
развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память;
наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических
законов эмоционального воздействия на людей.
Профессии
«Человек—Человек». Большинство профессий этого типа связано: 1) с
воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер); 2) с
медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра, няня); 3) с бытовым
обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер); 4) с информационным
обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор); 5) с защитой общества и
государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий). Многие должности:
директор, бригадир, начальник цеха, профсоюзный организатор — связаны с
работой с людьми, поэтому ко всем руководителям предъявляются те же
требования, что и к специалистам профессий типа «человек—человек».
Психологические
требования профессий типа «Человек—Человек»: стремление к общению: умение легко вступать в
контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с
людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции;
способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать
намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях
людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их
взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека,
умение слушать, учитывать мнения другого человека; способность владеть речью,
мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными
людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность;
знание психологии людей. Ссылка СТР. 19-21