Как формировать свой характер

Характер проявляется в действиях, поступках. В каждом действии обязательно есть цель и мотив. Причем у одного и того же поступка, преследующего одну и ту же цель, может быть не­сколько самых разных мотивов. Приведем такой пример. Предпо­ложим, вы делаете упражнение по иностранному языку. Цель одна: запомнить определенное количество иностранных слов и словосо­четаний. А мотивы могут быть различными: получить хорошую оценку, заслужить одобрение родителей, подготовиться в институт, стать в будущем хорошим специалистом, развитым и образо­ванным человеком. Именно мотивы деятельности определяют ее программу, продуктивность и характер человека. Поэтому если вы хотите влиять на свой характер, анализируйте свои поступки с точ­ки зрения мотива. Научитесь правильно оценивать свои поступ­ки — научитесь управлять своим поведением.

Очень часто мы поступаем так или иначе просто в силу привычек. Восточная пословица гласит: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу». Для воспитания характера важны положительные привычки, а их каждый человек может сформировать сам. Привычки возникают, укрепляются и держатся на повторении. Чтобы возникла привычка, должна быть потреб­ность в ней. Привычки именно потому так сильны и трудно поборимы, что, сформировавшись, становятся потребностью.

 

Как быть с плохими привычками, которые зачастую формируются куда легче хороших? Прежде всего составьте список плохих и хороших привычек. Помните, что в положительной привычке присутствует мотив «надо» мотив долга, мотив необходимости, в отрицательной — мотив «хочу», мотив легкости, мотив при­ятности. Отсюда первое условие развития полезных привычек и искоренения вредных создание в своем «я» общественно значимых мотивов поведения, связанных с чувством долга и от­ветственности.

Для того чтобы человек в достаточной мере владел своим поведением, у него должна быть развита воля. Обычно во­ля понимается как способность преодолевать трудности, упор­ство в достижении цели.

Именно достижение цели, преодоление препятствий на пу­ти к ней свидетельствует о сильной воде. Однако следует различать волю и упрямство. Бывает, что стремление добить­ся чего-либо, настоять на своем «я» приобретает болезнен­ный характер и становится более важным, чем конечный результат задуманной деятельности. Вспомните главных ге­роев Гоголя Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича — настоящих упрямцев. Упрямство, нецелесообразная настойчи­вость - отрицательное качество личности. Развивая волю, надо обязательно помнить об одном из самых важных законов жизни - законе целесообразности.

Развитие воли можно начать с формирования волевых привычек. (Далее приводится несколько упражнений для вос­питания волевых привычек.)

К сильной воле ведут несколько путей: доводить до кон­ца начатое дело, не браться за много дел сразу, любое де­ло выполнять доброкачественно. Волевой человек может уп­равлять своими чувствами и настроением. Как же научить­ся управлять собой? Прежде всего надо постараться исклю­чить из своей жизни все то, что постоянно порождает отри­цательные переживания. Этому способствует четкий режим дня, правильная организация жизни и быта. Помогает также добросовестное отношение к делу, дружеские связи, широкий круг общения со сверстниками.

Преодолеть себя можно еще при одном условии. Оно за­ключается в воспитании самокритичности, особенно к своим недостаткам. Причем самокритичность не на словах, а на деле.

Полезно     расширить     круг     своих     интересов     и     углублять

 

их,    ведь    интересы    выступают    как    сильные    мотивы    деятельности.

Очень интересным и необычным способом развития воли является тренировка в решении головоломок. Помимо во­ли, это занятие позволяет развивать внимание, мышление и фантазию.

Hosted by uCoz