ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА И
ЗДОРОВЬЕ.
"Для того, чтобы люди находили счастье в своей
работе необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна
быть изнуряющей и ей обязательно должен сопутствовать успех", - отмечал
английский писатель Джон Рескин.
Сложная
и многоаспектовая проблема сохранения и укрепления здоровья человека в
сочетании с достижением успеха в профессиональной деятельности ставит перед
врачами и педагогами
ряд задач, от решения которых зависит физическое, духовное и социальное
благополучие каждого молодого человека. Условно можно определить эти задачи
как следующие: формирование гигиенической культуры труда, определение
профессиональной пригодности, диагностика и учет индивидуально -
типологических психофизиологических особенностей
При
рассмотрении медицинских вопросов профессиональной деятельности и
профессионального самоопределения важным является подход к этим проблемам с позиции
не только социальной, но и биологической сущности человека. Двойственная
природа его была предметом споров ученых со времен Древней Греции и объектом
внимания не только философов и психологов, но не в меньшей степени.- врачей и
педагогов. Рассматривая человека как биологический вид, можно убедиться, что
стремление к карьере имеет своеобразный биологический смысл. Желание достичь успеха в любой деятельности
представляет собой обычное состояние человека, как только он оказывается в
окружении себе подобных. Сначала это происходит в семье, затем во дворе,
детском саду, школе и, наконец, на работе. Альфред Адлер в книге «Проблемы
неврозов» писал: "Нет в жизни проблем, которые нельзя было бы определить
тремя главными для каждого человека - профессиональная, социальная,
сексуальная. Главная линия активности человека - это борьба за высшую позицию
от нее к еще более высокой, от поражения к победе, от низа в верх. Это
начинается в нашей юности и продолжается до конца наших дней". Этот
процесс борьбы за достижения в течение всей жизни является биологической
основой повышения адаптивности организма.
С
превращением зоологического стада в человеческое общество человек приобрел
помимо генетической наследственности наследственность социальную. Появление у него
второй сигнальной системы развитие мозга в ходе эволюции обусловило уникальную
способность вида Гомо Сапиенс к обучению. Именно от обучения, а не от
инстинктов стало зависеть человеческое поведение.
Для
жизни в определенной культурной среде людям приходилось приобретать
соответствующие трудовые навыки, осваивать разнообразные профессии с учетом
законов, политики, морали и религии, принятых в данном обществе. Профессиональный
успех, таким образом, является одним из определяющих условий как
социального, гак и
репродуктивного успеха.
Генетически
заложенное неравенство, неодинаковые задатки, физическое здоровье, психическое
благополучие, исторически сложившиеся социальные условия - все эти факторы
предполагают постоянное соперничество за "место под солнцем". Если
конкурентная энергия подавляется, переходит в репрессивное состояние, она
воплощается в зависть и жестокую борьбу с более удачливым индивидом. История
показала, что в условиях "искусственного равенства" этот синдром становится
ненавистью. Создание полноценных возможностей для осуществления
профессиональной карьеры позволяет направить весь этот потенциал на достижение
более достойных целей.
Рассматривая
эволюционный процесс появления культуры и, в частности, профессий, нельзя не
учитывать, что удовлетворение результатами своей деятельности является биологическим чувством, свойственным не
только виду Гомо Сапиенс. К примеру,
строительство жилищ и создание пищевых запасов свойственно многим
представителям фауны - бобрам, белкам, муравьям, осам.
Как
и любое живое существо, "человек разумный" решает
две основные жизненные проблемы - сохранение вида (репродуктивная активность) и
выживание конкретной особи. Решение последней, создание комфортных условий
существования обеспечено использованием имеющегося запаса адаптационной
энергии. И стремящийся к максимальному ее использованию человек, естественно,
находится в целенаправленном
поиске наиболее интересующей его области приложения своих сил.
Важнейшим
аргументом в доказательство биологической значимости труда является тот факт,
что движение, речь и мышление в рамках трудовой деятельности представляет собой
периодически возникающую жизненную необходимость. Человек время от времени
ощущает потребность в воде, пище, половой активности или сне. Работа - такое
же нормальное циклически повторяющееся побуждение человека. Также как избыток
или недостаток сна, пищи или воды приводит к утомлению, заболеванию или срыву,
так и излишняя интенсивность, продолжительность или, наоборот, отсутствие трудовой
нагрузки губительно сказывается на состоянии здоровья.
Этот аспект является определяющим, но далеко не
единственным в проблеме взаимного влияния здоровья и труда. Взаимодействие их
обусловлено совокупностью разнородных факторов, как врожденных, так и
приобретенных.
Разнообразные
изменения в организме, причиной которых становится профессиональная
деятельность, могут быть как отрицательными, так и благотворными - все зависит
от характера того или иного воздействия.
Овладение
любой профессией и последующее закрепление в ней приводят в действие механизмы
биологического стресса и при его избытке в организме, словно в цепи, рвется
слабейшее звено. Даже в немедицинских вопросах, оперируя понятием
"здоровья", следует учитывать, что оно не исключает присутствие еще
не выявившегося болезнетворного начала. Не отражающиеся на работоспособности и
самочувствии патологические изменения позволяют говорить о "практически
здоровых" людях, помня о том, что отсутствие выраженных нарушений отнюдь
не допускает перенапряжение защитно-приспособительных механизмов без опасности
их срыва.
Средовые
воздействия, имеющие место в ходе трудовой деятельности, характеризуются
большим разнообразием. Из их числа можно выделить опасные и вредные. Первые
вызывают внезапное резкое ухудшение здоровья или приводят к травмам, их
отсутствие или наличие в конкретной деятельности профессионала чаще всего легко
определимо.
Менее
выражены вредные факторы, для которых характерно снижение работоспособности
или возникновение патологии лишь при определенных условиях или неполноценности
подвергшихся их воздействию органа или системы.
Ведущей
проблемой здравоохранения большинства стран мира в последние десятилетия стали
психосоматические заболевания: расстройства сердечно-сосудистой системы, поражения
желудочно-кишечного тракта, неврозы, психозы и т. д. В их возникновении значительную, если не решающую роль играют
психогенные факторы и нервно-эмоциональная нагрузка. Чаще всего эти
воздействия профессионально обусловлены и носят хронический характер. Их
выраженность определяется продолжительностью рабочего дня, информационной,
эмоциональной и интеллектуальной перегрузкой, дефицитом времени, количеством
конфликтных ситуаций. Группой повышенного риска постоянного стресогенного воздействия
являются в первую очередь лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью,
административно-управленческий персонал, инженерно-технические работники. Так,
к примеру, у руководителей 83,5% рабочего времени занимает проведение
совещаний, коллективных обсуждений, их организация, а также выбор и принятие
ответственных решений, контроль, учет, сбор и обработка информации, прием
посетителей.
Среди
всех причин смертности лидером в настоящее время является сердечная патология
нейрогенного происхождения. Теснейшим образом связаны причины ее возникновения
и стремление к профессиональной карьере. Именно она является, как правило,
результатом крушения на пути к достижению высокого социального ранга со всеми
вытекающими последствиями. Самым сильным эмоциональным раздражителем для
человека являются окружающие люди. И весьма часто причиной катастрофы в
состоянии здоровья становится профессиональная конкуренция, усиление
межличностных конфликтов на работе, сокращение социальных дистанций и личного
пространства. Вместе с комплексом других факторов эти явления оказывают
постоянное негативное влияние на психоэмоциональную сферу. Рассматривая згу
причину возникновения заболеваний психосоматической этиологии, нужно отметить,
что эмоционально отрицательные ситуации действуют, как правило, на людей,
стремящихся занять место, не соответствующее их природным задаткам. Такие
"стресс-коронарные" личности формируются из "лидеров",
занявших место ведомого и "ведомых", волею обстоятельств выполняющих
роль "лидеров".
Эффективный
труд в области менеджмента требует лучшего состояния здоровья, как
психического, так и физического. Многочисленные исследования показывают
значительный рост гипертонической болезни, ишемической болезни сердца.
астононевротических расстройств: язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной
кишки у администраторов по сравнению со специалистами, занятыми эвристической
деятельностью или другими формами труда. Преобладание симпатического тонуса,
аттерогенные сдвиги в сыворотке крови также обращали внимание врачей на
специфику профессий с выраженным нервно-эмоциональным напряжением.
Особенно
неблагоприятное воздействие нервно-эмоциональное напряжение может оказать в
сочетании с недостаточной двигательной активностью, которая также весьма
часто обусловлена особенностями
профессиональной деятельности. Гиподинамия дополняет пагубное воздействие
психогенных факторов патологией костно-суставного аппарата, дыхания, обмена
веществ, нарушением равновесия эндокринных процессов, снижением умственных
способностей.
В
практической деятельности профконсультанта должно уделяться значительное
внимание особенностям ориентации на профессии с выраженной психической
нагрузкой и нервно эмоциональным напряжением. Это обусловлено, во-первых,
возрастающей престижностью таких профессии, во-вторых, увеличением их
количества и интенсификацией трудового процесса в разных сферах духовного и
материального производства, и, наконец, в третьих, широкой распространенностью
отклонений со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем у выбирающих
профессию и отсутствием положительной динамики в дальнейшем.
Нервно-.эмоциональное напряжение является основным, но
не единственным психофизиологическим фактором, могущим оказывать то или иное
воздействие на здоровье. Практически
все профессии содержат определенный комплекс
требований к функциям органов и систем,
избыточный уровень которых
может ограничить профессиональную пригодность. Динамические и статистические нагрузки при подъеме
и переноске тяжестей, вынужденное
положение тела, повышенное давление различных
предметов различных предметов на
конечности и другие части тела,
перегрузка голосового аппарата, слуха, зрения и другие особенности могут
определить успешность овладения профессией и совершенствования в ней.
Профессионально значимые функции
и качества в соответствии с их
психофизиологической сущностью можно разделить на следующие сферы:
-
двигательные: мышечная выносливость, координационные свойства.
- анализаторные: зрение, слух, обоняние,
осязание, вкус.
- инидивидуально- типологические особенности
высшей нервной деятельности: сила, подвижность, уравновешенность основных
нервных процессов.
- аттенционно-мнемические: свойства
внимания и памяти.
Чем больше число функции и качеств требуется использовать профессионалу
в своей деятельности, тем более важным становится проведение профессионального
отбора или консультации психофизиолога или врача. При этом нужно учитывать, что
индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности носят
наиболее устойчивый характер и их несоответствие профессиональным требованиям в
большинстве случаев невозможно скомпенсировать.
Так
же как и психофизиологические факторы трудового процесса большим разнообразием
характеризуются физические факторы производственной среды. Микроклимат и
метеоусловия определяют не только субъективное теплоощущение человека, но и
влияют на физиологические процессы и состояние внутренней среды организма.
Повышения
или понижения температуры воздуха и скорости его движения, изменение влажности
путем влияния на тонус мышц
периферических сосудов, активность потовых желез отражаются на
самочувствии и работоспособности. Наиболее характерны эти воздействия для
работы на открытом воздухе, в условиях холода или жары, в профессиях
металлургии, машиностроения, в пищевом производстве. Состояние органов дыхания,
сердечно-сосудистой системы, наличие заболеваний кожи – один из основных
критериев пригодности к труду с нарушенными метеоусловиями. Неполноценность
нервной и мышечной системы гинекологической сферы у женщин, слухового
анализатора ограничения при выборе ряда профессий дерево и металлообработки,
транспорта, сопровождающихся шумом и вибрацией. Органы зрения, центральная
нервная система чувствительны к воздействию электромагнитных полей в профессиях
связи, радионавигации, целлюлозно-бумажном производстве, при работе с
видеотерминалами. Повышенная утомляемость, раздражительность, плохой сон,
головные боли и повышение артериального давления результат длительного
воздействия статистического электричества при многих технологических процессах,
например, в производстве полимеров, пластмасс и изделий из них, при переработке
шелка, шерсти, муки, зерна, нефтепродуктов. Состояние кожи, костного мозга, слизистой
кишечника может ухудшиться при работах, связанных с воздействием ионизирующего
излучения. В качестве других физических факторов производственной сферы,
воздействующих на здоровье, могут выступить барометрическое давление,
ультразвук, инфразвук, невесомость.
Химические
факторы представляют собой воздействие паров, газов и аэрозолей, проникающих в
рабочие помещения, наиболее распространено воздействие на организм промышленной
пыли. Характер этого воздействия зависит от ее физико-химических свойств, состояния
слизистой и реактивности организма. При постоянном влиянии этого фактора
возможны общетоксичные, аллергические, канцерогенные изменения. Органическая
пыль растительного происхождения вызывает воспалительные реакции, травмируя
слизистые оболочки дыхательных путей.
Биологические
факторы - наиболее редко имеют место в профессиональной деятельности. Примером
их может служить воздействие биологически активных
веществ, например, антибиотиков в процессе микробиологического синтеза.
В
процессе получения знаний о медицинских особенностях профессиональной
деятельности необходимо обратить
внимание на ряд анатомо-физиологических отличий подросткового
организма. Именно этот возраст характеризуется бурным ростом всех органов и
систем, энергичной перестройкой нейрорегуляторных соотношений. Интенсивная хроническая перегрузка
центральной нервной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата
может иметь более неблагоприятное воздействие, чем в другом возрасте.
Вместе
с тем возрастные функциональные отклонения не должны становиться причиной
гипердиагностики и необоснованных ограничений ко многим видам труда.
Своевременное
рассмотрение медико-биологических вопросов, связанных с профессиональной
деятельностью, в ходе обучения представляет важную задачу. В практике работы
врачей, осуществляющих профотбор на многие популярные специальности, постоянно
встречаются случаи, когда «отводы» по состоянию здоровья действуют ошеломляюще
на юношей и девушек, не ожидающих такого барьера на пути к намеченной цели. В отличие
от физически неполноценных и тяжелых «хроников», молодежь с незначительными морфофункциональными отклонениями
психологически не готовы к подобному препятствию. Многие из них имеют довольно
условные представления о том, что профессиональная карьера становится для
человека наиболее эффективной формой адаптации, особенно в условиях
продолжающегося усугубления кризиса культуры в стране. Необходимо показать как
различаются стремления к достижению социального и профессионального ранга, либо
направленность на создание семьи в зависимости от пола, биологическую
обусловленность этих различий, обосновать благоприятное взаимовлияние здоровья
и профессиональной карьеры как условие предотвращения изматывающей реадаптации,
основной причины отрицательного стресса и психосоматических патологий болезней
нашего века.