ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  КАРЬЕРА И  ЗДОРОВЬЕ.

"Для того, чтобы люди находили счастье в своей работе не­обходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей и ей обязательно должен сопут­ствовать успех", - отмечал английский писатель Джон Рескин.

Сложная и многоаспектовая проблема сохранения и укреп­ления здоровья человека в сочетании с достижением успеха в профессиональной деятельности ставит перед врачами и педагогами ряд задач, от решения которых зависит физическое, духовное и социальное благополучие каждого молодого чело­века. Условно можно определить эти задачи как следующие: формирование гигиенической культуры труда, определение профессиональной пригодности, диагностика и учет индиви­дуально - типологических психофизиологических особенно­стей

При рассмотрении медицинских вопросов профессиональ­ной деятельности и профессионального самоопределения важным является подход к этим проблемам с позиции не толь­ко социальной, но и биологической сущности человека. Двой­ственная природа его была предметом споров ученых со времен Древней Греции и объектом внимания не только фило­софов и психологов, но не в меньшей степени.- врачей и пе­дагогов. Рассматривая человека как биологический вид, можно убедиться, что стремление к карьере имеет своеобраз­ный биологический смысл.  Желание достичь успеха в любой деятельности представляет собой обычное состояние челове­ка, как только он оказывается в окружении себе подобных. Сначала это происходит в семье, затем во дворе, детском са­ду, школе и, наконец, на работе. Альфред Адлер в книге «Про­блемы неврозов» писал: "Нет в жизни проблем, которые нельзя было бы определить тремя главными для каждого чело­века - профессиональная, социальная, сексуальная. Главная линия активности человека - это борьба за высшую позицию от нее к еще более высокой, от поражения к победе, от низа в верх. Это начинается в нашей юности и продолжается до кон­ца наших дней". Этот процесс борьбы за достижения в тече­ние всей жизни является биологической основой повышения адаптивности организма.

С превращением зоологического стада в человеческое об­щество человек приобрел помимо генетической наследствен­ности наследственность социальную. Появление у него второй сигнальной системы развитие мозга в ходе эволюции обусло­вило уникальную способность вида Гомо Сапиенс к обучению. Именно от обучения, а не от инстинктов стало зависеть чело­веческое поведение.

Для жизни в определенной культурной среде людям прихо­дилось приобретать соответствующие трудовые навыки, осва­ивать разнообразные профессии с учетом законов, политики, морали и религии, принятых в данном обществе. Профессио­нальный успех, таким образом, является одним из определяющих условий  как  социального,   гак  и  репродуктивного успеха.

Генетически заложенное неравенство, неодинаковые за­датки, физическое здоровье, психическое благополучие, исто­рически сложившиеся социальные условия - все эти факторы предполагают постоянное соперничество за "место под солн­цем". Если конкурентная энергия подавляется, переходит в репрессивное состояние, она воплощается в зависть и жесто­кую борьбу с более удачливым индивидом. История показала, что в условиях "искусственного равенства" этот синдром ста­новится ненавистью. Создание полноценных возможностей для осуществления профессиональной карьеры позволяет на­править весь этот потенциал на достижение более достойных целей.

Рассматривая эволюционный процесс появления культуры и, в частности, профессий, нельзя не учитывать, что удовлетво­рение результатами своей деятельности является   биологическим чувством, свойственным не только виду Гомо Сапиенс. К примеру,   строительство жилищ и создание пищевых запасов свойственно многим представителям фауны - бобрам, белкам, муравьям, осам.

Как и любое живое существо, "человек разумный" решает
две основные жизненные проблемы - сохранение вида (репродуктивная активность) и выживание конкретной особи. Реше­ние последней, создание комфортных условий существования обеспечено использованием имеющегося запаса адаптационной энергии. И стремящийся к максимальному ее использованию человек, естественно, находится в целенаправленном
поиске наиболее интересующей его области приложения своих сил.

Важнейшим аргументом в доказательство биологической значимости труда является тот факт, что движение, речь и мышление в рамках трудовой деятельности представляет со­бой периодически возникающую жизненную необходимость. Человек время от времени ощущает потребность в воде, пи­ще, половой активности или сне. Работа - такое же нормаль­ное циклически повторяющееся побуждение человека. Также как избыток или недостаток сна, пищи или воды приводит к утомлению, заболеванию или срыву, так и излишняя интен­сивность, продолжительность или, наоборот, отсутствие тру­довой нагрузки губительно сказывается на состоянии здоровья.

 Этот аспект является определяющим, но далеко не единст­венным в проблеме взаимного влияния здоровья и труда. Вза­имодействие их обусловлено совокупностью разнородных факторов, как врожденных, так и приобретенных.

Разнообразные изменения в организме, причиной которых становится профессиональная деятельность, могут быть как отрицательными, так и благотворными - все зависит от харак­тера того или иного воздействия.

Овладение любой профессией и последующее закрепление в ней приводят в действие механизмы биологического стресса и при его избытке в организме, словно в цепи, рвется слабей­шее звено. Даже в немедицинских вопросах, оперируя поня­тием "здоровья", следует учитывать, что оно не исключает присутствие еще не выявившегося болезнетворного начала. Не отражающиеся на работоспособности и самочувствии па­тологические изменения позволяют говорить о "практически здоровых" людях, помня о том, что отсутствие выраженных на­рушений отнюдь не допускает перенапряжение защитно-при­способительных механизмов без опасности их срыва.

Средовые воздействия, имеющие место в ходе трудовой де­ятельности, характеризуются большим разнообразием. Из их числа можно выделить опасные и вредные. Первые вызывают внезапное резкое ухудшение здоровья или приводят к трав­мам, их отсутствие или наличие в конкретной деятельности профессионала чаще всего легко определимо.

Менее выражены вредные факторы, для которых характер­но снижение работоспособности или возникновение патоло­гии лишь при определенных условиях или неполноценности подвергшихся их воздействию органа или системы.

Ведущей проблемой здравоохранения большинства стран мира в последние десятилетия стали психосоматические забо­левания: расстройства сердечно-сосудистой системы, пораже­ния желудочно-кишечного тракта, неврозы, психозы и т. д.  В их возникновении значительную, если не решающую роль играют психогенные факторы и нервно-эмоциональная на­грузка. Чаще всего эти воздействия профессионально обус­ловлены и носят хронический характер. Их выраженность определяется продолжительностью рабочего дня, информаци­онной, эмоциональной и интеллектуальной перегрузкой, де­фицитом времени, количеством конфликтных ситуаций. Группой повышенного риска постоянного стресогенного воз­действия являются в первую очередь лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, административно-управленческий персонал, инженерно-технические работники. Так, к примеру, у руководителей 83,5% рабочего времени за­нимает проведение совещаний, коллективных обсуждений, их организация, а также выбор и принятие ответственных реше­ний, контроль, учет, сбор и обработка информации, прием посетителей.

Среди всех причин смертности лидером в настоящее время является сердечная патология нейрогенного происхождения. Теснейшим образом связаны причины ее возникновения и стремление к профессиональной карьере. Именно она являет­ся, как правило, результатом крушения на пути к достижению высокого социального ранга со всеми вытекающими последст­виями. Самым сильным эмоциональным раздражителем для человека являются окружающие люди. И весьма часто причи­ной катастрофы в состоянии здоровья становится профессио­нальная конкуренция, усиление межличностных конфликтов на работе, сокращение социальных дистанций и личного про­странства. Вместе с комплексом других факторов эти явления оказывают постоянное негативное влияние на психоэмоцио­нальную сферу. Рассматривая згу причину возникновения за­болеваний психосоматической этиологии, нужно отметить, что эмоционально отрицательные ситуации действуют, как прави­ло, на людей, стремящихся занять место, не соответствующее их природным задаткам. Такие "стресс-коронарные" личности формируются из "лидеров", занявших место ведомого и "ведо­мых", волею обстоятельств выполняющих роль "лидеров".

Эффективный труд в области менеджмента требует лучше­го состояния здоровья, как психического, так и физического. Многочисленные исследования показывают значительный рост гипертонической болезни, ишемической болезни сердца. астононевротических расстройств: язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки у администраторов по сравне­нию со специалистами, занятыми эвристической деятельностью или другими формами труда. Преобладание симпатического тонуса, аттерогенные сдвиги в сыворотке крови также обращали внимание врачей на специфику профессий с выраженным нервно-эмоциональным напряжением.

Особенно неблагоприятное воздействие нервно-эмоцио­нальное напряжение может оказать в сочетании с недостаточ­ной двигательной активностью, которая также весьма часто  обусловлена особенностями профессиональной деятельности. Гиподинамия дополняет пагубное воздействие психогенных факторов патологией костно-суставного аппарата, дыхания, обмена веществ, нарушением равновесия эндокринных про­цессов, снижением умственных способностей.

В практической деятельности профконсультанта должно уделяться значительное внимание особенностям ориентации на профессии с выраженной психической нагрузкой и нервно эмоциональным напряжением. Это обусловлено, во-первых, возрастающей престижностью таких профессии, во-вторых, увеличением их количества и интенсификацией трудового про­цесса в разных сферах духовного и материального производ­ства, и, наконец, в третьих, широкой распространенностью отклонений со стороны сердечно-сосудистой и нервной сис­тем у выбирающих профессию и отсутствием положительной динамики в дальнейшем.

Нервно-.эмоциональное   напряжение   является   основным, но не единственным психофизиологическим фактором, могущим оказывать то или иное воздействие на здоровье. Практи­чески    все    профессии    содержат    определенный    комплекс требований  к  функциям органов и систем,  избыточный  уровень   которых  может   ограничить   профессиональную  пригод­ность. Динамические и статистические нагрузки при подъеме и  переноске   тяжестей,    вынужденное положение  тела,  повы­шенное давление различных предметов   различных предметов на конечности и другие части тела,  перегрузка голосового аппарата, слуха, зрения и другие особенности могут определить успешность овладе­ния профессией и совершенствования в ней. Профессиональ­но    значимые   функции    и    качества    в соответствии   с    их психофизиологической сущностью можно разделить на следующие сферы:

-  двигательные:   мышечная   выносливость,   координационные свойства.

-  анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

-  инидивидуально- типологические особенности высшей нервной деятельности: сила, подвижность, уравновешенность основных нервных процессов.

        -   аттенционно-мнемические:  свойства  внимания  и  памяти.   Чем больше число функции и качеств требуется использовать профессионалу в своей деятельности, тем более важным становится проведение профессионального отбора или консультации психофизиолога или врача. При этом нужно учитывать, что индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности носят наиболее устойчивый характер и их несоответствие профессиональным требованиям в большинстве случаев невозможно скомпенсировать.

Так же как и психофизиологические факторы трудового процесса большим разнообразием характеризуются физические факторы производственной среды. Микроклимат и метеоусловия определяют не только субъективное теплоощущение человека, но и влияют на физиологические процессы и состояние внутренней среды организма.

Повышения или понижения температуры воздуха и скорости его движения, изменение влажности путем влияния на тонус мышц  периферических сосудов, активность потовых желез отражаются на самочувствии и работоспособности. Наиболее характерны эти воздействия для работы на открытом воздухе, в условиях холода или жары, в профессиях металлургии, машиностроения, в пищевом производстве. Состояние органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, наличие заболеваний кожи – один из основных критериев пригодности к труду с нарушенными метеоусловиями. Неполноценность нервной и мышечной системы гинекологической сферы у женщин, слухового анализатора ограничения при выборе ряда профессий дерево и металлообработки, транспорта, сопровождающихся шумом и вибрацией. Органы зрения, центральная нервная система чувствительны к воздействию электромагнитных полей в профессиях связи, радионавигации, целлюлозно-бумажном производстве, при работе с видеотерминалами. Повышенная утомляемость, раздражительность, плохой сон, головные боли и повышение артериального давления результат длительного воздействия статистического электричества при многих технологических процессах, например, в производстве полимеров, пластмасс и изделий из них, при переработке шелка, шерсти, муки, зерна, нефтепродуктов. Состояние кожи, костного мозга, слизистой кишечника может ухудшиться при работах, связанных с воздействием ионизирующего излучения. В качестве других физических факторов производственной сферы, воздействующих на здоровье, могут выступить барометрическое давление, ультразвук, инфразвук, невесомость.

Химические факторы представляют собой воздействие паров, газов и аэрозолей, проникающих в рабочие помещения, наиболее распространено воздействие на организм промышленной пыли. Характер этого воздействия зависит от ее физико-химических свойств, состояния слизистой и реактивности организма. При постоянном влиянии этого фактора возможны общетоксичные, аллергические, канцерогенные изменения. Органическая пыль растительного происхождения вызывает воспалительные реакции, травмируя слизистые оболочки дыхательных путей.

Биологические факторы - наиболее редко имеют место в профессиональной деятельности.   Примером  их  может  слу­жить воздействие биологически активных веществ, например, антибиотиков в процессе микробиологического синтеза.

В процессе получения знаний о медицинских особенностях профессиональной деятельности необходимо обратить   внимание на ряд анатомо-физиологических отли­чий подросткового организма. Именно этот возраст характеризуется бурным ростом всех органов и систем, энергичной перестройкой нейрорегуляторных соотношений.   Интенсивная хроническая перегрузка центральной нервной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата может иметь более неблагоприятное воздействие, чем в другом возрасте.

Вместе с тем возрастные функциональные отклонения не должны становиться причиной гипердиагностики и необоснованных ограничений ко многим видам труда.

Своевременное рассмотрение медико-биологических вопросов, связанных с профессиональной деятельностью, в ходе обучения представляет важную задачу. В практике работы врачей, осуществляющих профотбор на многие популярные специальности, постоянно встречаются случаи, когда «отводы» по состоянию здоровья действуют ошеломляюще на юношей и девушек, не ожидающих такого барьера на пути к намеченной цели. В отличие от физически неполноценных и тяжелых «хроников»,   молодежь с незначительными морфофункциональными отклонениями психологически не готовы к подобному препятствию. Многие из них имеют довольно условные представления о том, что профессиональная карьера становится для человека наиболее эффективной формой адаптации, особенно в условиях продолжающегося усугубления кризиса культуры в стране. Необходимо показать как различаются стремления к достижению социального и профессионального ранга, либо направленность на создание семьи в зависимости от пола, биологическую обусловленность этих различий, обосновать благоприятное взаимовлияние здоровья и профессиональной карьеры как условие предотвращения изматывающей реадаптации, основной причины отрицательного стресса и психосоматических патологий болезней нашего века.

Hosted by uCoz