Профессиональный план.
Попробуйте составить представление о своей профессиональной
деятельности на ближайшее и отдаленное будущее, так называемый личный профессиональный
план.
Конечно, трудно рекомендовать единую форму профессионального плана — и содержание его, и ход построения зависят от склада ума человека, его общего кругозора, убеждений и многого другого. Поэтому остановимся только на главном, что обязательно должно быть в нем отражено.
В
основу плана должна быть положена главная цель: чем заниматься, кем быть, какой
вклад внести в общенародное дело, на кого равняться. Далее надо попытаться
реально оценить свои возможности для достижения этой цели: интересы, склонности
и способности, состояние здоровья, волевые качества.
При
составлении профессионального плана необходимо наметить пути и средства
достижения цели: где и как можно попробовать свои силы, в каких учебных
заведениях получить нужное образование, как повышать профессиональное
мастерство и т. д.
Надо
предвидеть и те трудности, с которыми вы можете встретиться на пути достижения
цели, это поможет вам избежать ненужных разочарований и вовремя при
необходимости изменить свой выбор. Поэтому целесообразно предусмотреть также и
запасные варианты.
В
профессиональном плане должна найти отражение программа самовоспитания: какие
профессионально важные качества надо сформировать и развить, как укреплять
свое здоровье и т. д. Особое внимание надо уделить вопросам самообразования: какую
литературу читать, в каких кружках или группах по интересам заниматься, какие
выставки посещать.
Итак,
вы видите, что личные профессиональные планы должны быть хорошо и всесторонне
продуманы, при их составлении надо проявить самостоятельность и
ответственность.
К
составленному профессиональному плану периодически надо возвращаться. По мере
углубления интересов, накопления знаний о профессии, опыта практической
деятельности план может меняться, становиться более реалистическим.
Покажем
в качестве примера, как может выглядеть фрагмент профессионального плана тех,
кто решил посвятить себя работе, связанной с возделыванием сельскохозяйственных
растений:
изучать
литературу по биологии и агротехнике сельскохозяйственных культур (овощеводству);
составлять
картотеку названий интересных книг и статей по биологии и агротехнике
сельскохозяйственных культур, собирать библиотечку из книг по данным вопросам;
работая
на полях ученической производственной бригады, добиваться получения высоких урожаев;
устанавливать
связи со специалистами , с научными
учреждениями и учеными для получения от них заданий по опытнической работе с
овощными культурами;обмениваться опытом с юными натуралистами других
учреждений.