Как выявить основные черты
своего характера.
Задание 1. Проанализируйте свои возможности в овладении той или иной профессией.
Для этого из приведенного выше перечня выберите 5-10 черт личности, которые, по вашему мнению, определяют ваш характер, и выпишите их на листке столбиком. Если вам свойственна черта характера, которой нет в этом перечне, то под чертой допишите и ее. После этого рядом с каждой позицией этого списка поставьте порядковый номер (начиная с наиболее свойственной черты вашего характера в порядке убывания их значимости). Будьте готовы объяснить, почему вы именно так делаете.
Назовите черты
характера, необходимые, по вашему мнению, для успешной деятельности по
избранной вами профессии. Выпишите их во второй столбик.
А теперь сравните
первый и второй списки. Какие черты характера у вас есть, а какие отсутствуют?
Задание 2. С помощью приведенной ниже анкеты оцените уровень развития своих волевых качеств.
Инструкция. Ответьте
на все вопросы анкеты, не пропуская ни одного. Отвечая на вопрос, обведите кружком
букву ответа, который соответствует вашему поведению.
Анкета
1. Делаете ли вы по утрам зарядку?
а) Регулярно.
б) Время от времени.
в) Не делаю.
2. Отстаиваете ли вы свое
мнение перед товарищами и
взрослыми в случае несогласия с ними?
а) Всегда.
б) Иногда пытаюсь это делать, но не всегда удается.
в) Нет.
3. Умеете ли вы владеть своими чувствами (преодолевать растерянность, страх и т. п.)?
а) Да, в любой ситуации.
б) Не всегда, в зависимости от ситуации.
в) Не умею.
4. Высказываете ли вы свое мнение на собраниях, критикуете ли недостатки своих товарищей?
а) Всегда.
б) Иногда решаюсь на это.
в) Никогда.
5. Останавливают ли вас неудачные
попытки решения за
дачи, разучивания упражнения и т. п.?
а) Да.
б) Иногда.
в) Практически никогда.
6. В
какой мере сформированы у вас основные бытовые навыки (уборка
постели, поддерживание порядка
в ком
нате, соблюдение основных
требований к внешнему виду)?
а) В
основном сформированы достаточно устойчиво:
регулярно убираю постель,
поддерживаю порядок в
комнате,
аккуратен в одежде.
б) Сформированы, но недостаточно устойчиво.
в) Не сформированы.
7. Способны ли вы сами без внешнего принуждения организовать свое время?
а) Да.
б) Делаю это нерегулярно.
в) Практически никогда этого не делаю.
8. Можете ли вы без напоминания сесть за приготовление домашних заданий?
а) Практически всегда.
б) Только иногда.
в) Практически никогда этого не делаю.
9. Способны ли вы длительно (в течение нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом?
а) Да.
б) В редких случаях.
в) Нет.
10. Проявляете ли вы интерес к самовоспитанию?
а) Достаточно отчетливо.
б) От случая к случаю.
в) Не проявляю.
11. Если
вы проявляете интерес
к самовоспитанию, то
в какой мере он носит устойчивый характер?
а) Регулярно предпринимаю попытки самовоспитания.
б) Попытки самовоспитания
предпринимаю от случая
к случаю.
в) Никаких попыток самовоспитания не предпринимаю.
12. Есть ли у вас программа самовоспитания?
а) Да.
б) Определенной программы нет, но
есть некоторые
наметки.
в) Никакой программы нет.
13. Доводите ли вы свои дела до конца?
а) Да.
б) Не все дела довожу до конца.
в) Очень редко довожу начатое до конца.
14. Планируете ли вы свободное время (особенно на воскресенье, в каникулы) или действуете, как придется?
а) Чаще всего планирую.
б) Иногда планирую.
в) Практически никогда не планирую.
15. Умеете ли вы сдерживать свои чувства?
а) В основном умею.
б) Иногда не сдерживаюсь.
в) Как правило, не сдерживаюсь.
16. Умеете ли вы серьезно и ответственно выполнять задание, которое считаете важным?
а) Как правило, умею.
б) Не всегда умею.
в) Не умею.
17. Пытаетесь ли вы определить для себя серьезную жизненную цель (выбор профессии, овладение важными трудовыми навыками)?
а) Да.
б) Пытаюсь, но только от случая к случаю.
в) Не пытаюсь.
18. Если
вы имеете какую-либо серьезную цель, делаете
ли что-нибудь для ее осуществления?
а) Делаю.
б) Делаю очень мало.
в) Ничего не делаю.
Подсчитайте, сколько раз ваш ответ соответствовал вариантам «а», «б» и «в». За каждый ответ, соответствующий варианту «а», вы получаете 2 балла, «б» — 1 балл, «в» — О баллов.
Подсчитайте общую сумму баллов. Она характеризует выраженность волевых черт характера.
Если вы набрали
более 30 баллов, уровень развития волевых качеств очень высокий; 20—30 баллов —
низкий; 10—20 баллов — волевые качества практически не развиты.
Задание 3. С помощью приведенной ниже анкеты определите свою способность к общению (коммуникативные способности).
Для этого быстро и точно ответьте на все вопросы. Ответы могут быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет).
Анкета
Много ли у вас
друзей?
Долго ли
вас беспокоит чувство
обиды, причиненной
вам кем-то из ваших товарищей?
Есть ли
у вас стремление к установлению новых знакомств с
различными людьми?
Верно ли,
что вам приятнее
и проще проводить
время за чтением
книг или за
каким-либо другим занятием,
чем общаясь с людьми?
Легко ли
вы устанавливаете контакты
с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
Трудно ли вам
включаться в новые компании?
Легко ли
вам удается устанавливать контакты с не
знакомыми людьми?
Легко ли вы
осваиваетесь в новом коллективе?
Стремитесь ли
вы при удобном
случае познакомиться
и побеседовать с новым человеком?
Раздражают ли
вас окружающие люди
и хочется ли
вам побыть одному?
Нравится ли вам
постоянно находиться среди
людей?
Испытываете ли
вы чувство затруднения, неудобства
или стеснения, если
приходится проявлять инициативу, чтобы
познакомиться с новым человеком?
Любите ли вы
участвовать в коллективных играх?
Правда ли,
что вы чувствуете себя неуверенно среди
малознакомых вам людей?
Полагаете ли
вы, что вам
не представляет особого
труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
Стремитесь ли
вы ограничить круг
своих знакомых
небольшим количеством людей?
Чувствуете ли
вы себя непринужденно, попав в не
знакомую компанию?
Правда ли,
что вы не
чувствуете себя достаточно
уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо
большой группе людей?
Верно ли, что у вас
много друзей?
Часто ли
вы смущаетесь, чувствуете неловкость при
общении с малознакомыми людьми?
Каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный на четные - оценивается в 1 балл. Подсчитайте общий результат.
Если вы набрали менее 10 баллов, уровень развития у вас коммуникативных способностей низкий. Вы скорее всего замкнутый, необщительный человек, с трудом знакомитесь с людьми и не стремитесь к этому; 10—13 баллов — средний уровень; 14 баллов и более — высокий. В таком случае для вас одна из радостей в жизни — общение, окружающие ценят в вас энергию, способность вести диалог и др.
Задание 4. Определите свои организаторские способности, т. е. умение активно влиять на людей.
Для этого ответьте быстро, не задумываясь, на нижеприведенные вопросы. Ответы должны быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет). Отвечая, постарайтесь воспроизводить свое реальное поведение в конкретной ситуации.
Часто ли
вам удается склонить
большинство своих товарищей на свою сторону?
Хорошо ли
вы ориентируетесь в
критической ситуации?
Нравится ли
вам заниматься общественной работой?
Легко ли
вы отступаете от своих намерений, если
возникают некоторые помехи в осуществлении их?
Любите ли
вы придумывать или
организовывать раз
личные игры, развлечения?
Часто ли
вы откладываете на
другие дни те
дела, которые нужно было бы выполнить
сегодня?
Стремитесь ли
вы к тому, чтобы ваши
товарищи действовали в
соответствии с вашим мнением?
Верно ли,
что у вас не бывает
конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими
своих обещаний, обязательств,
обязанностей?
Часто ли
в решении важных
дел вы проявляете инициативу?
Правда ли,
что вы обычно
плохо ориентируетесь в
незнакомой обстановке?
Возникает ли
у вас раздражение, если не удается
закончить начатое дело?
Правда ли,
что вы утомляетесь от частого общения
с товарищами?
Часто ли проявляете
инициативу при решении вопросов,
затрагивающих интересы ваших товарищей?
Верно ли,
что вы редко
стремитесь к доказательству
своей правоты?
Принимаете ли
вы участие в
общественной работе
в школе (классе) ?
Верно ли,
что вы не
стремитесь отстаивать свое
мнение или решение,
если оно не
было сразу принято
вашими
товарищами?
Охотно ли
вы приступаете к
организации различных
мероприятий для своих товарищей?
Часто ли вы
опаздываете на деловые встречи, свидания?
Часто ли
вы оказываетесь в
центре внимания у
своих
товарищей?
Правда ли,
что вы не
очень уверенно чувствуете себя в обществе большой группы своих
товарищей?
После того как вы ответите на предложенные вопросы, подсчитайте сумму набранных баллов. При этом учтите, что каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный на четные - оценивается в 1 балл.
Результат 15 баллов и более свидетельствует о высоком уровне организаторских способностей; 13-14 баллов - о среднем; ниже 13 баллов — о низком уровне развития организаторских способностей. Если у вас оказался низкий уровень, не отчаивайтесь, при желании вы можете развить свои организаторские способности.
Задание 5. Определите свое отношение к нравственным нормам поведения (ответственности, коллективистической направленности, самокритичности, принципиальности, чуткости, справедливости).
Ниже дано описание различных жизненных ситуаций. Как бы вы поступили, оказавшись в каждой из них? Из предложенных ответов выберите тот, который совпадает с вашей точкой зрения (запомните, под какой он буквой), или запишите вариант.
1. Во
время каникул, когда
вы собрались поехать
отдохнуть, классный руководитель неожиданно
попросил помочь
привести в порядок учебный кабинет. Как вы поступите?
а) Скажете, что согласны помочь, и отложите свой отъезд.
б) Соберете ребят и вместе с ними сделаете всю работу за один день.
в) Пообещаете выполнить работу после возвращения.
г) Посоветуете привлечь на помощь
того, кто остается
в городе.
д) Или...
2. Вам
дали поручение, которое
вам не по
душе, но его
выполнение срочно необходимо коллективу.
Как вы поступите?
а) Добросовестно выполните поручение.
б) Привлечете к выполнению поручения товарищей.
в) Попросите дать вам другое,
более интересное для
вас
поручение.
г) Найдете повод для отказа.
д) Или...
3. Вы
случайно услышали, как группа
одноклассников вы
сказывала справедливые, но
неприятные замечания в
ваш
адрес. Как вы поступите?
а) Постараетесь объяснить ребятам свое поведение.
б) Переведете разговор в шутку, но постараетесь поскорее исправить те недостатки, о которых шла речь.
в) Сделаете вид, что ничего не слышали.
г) Скажете ребятам, что они сами не лучше вас, особенно потому, что говорят о вас в ваше отсутствие.
д) Или...
4. В
трудовом лагере во
время прополки овощей
у вас
на руках образовались
болезненные мозоли. Как
вы поступите?
а) Будете, превозмогая боль, выполнять норму, как все.
б) Обратитесь к друзьям с
просьбой помочь выполнить
норму.
в) Попросите освободить вас от
этой работы и
перевести
на другую.
г) Оставите работу незаконченной и пойдете отдыхать.
д) Или...
5. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Как вы поступите?
а) Потребуете от обидчика извинений в адрес пострадавшего.
б) Разберетесь в причинах конфликта и добьетесь его
устранения.
в) Выразите соболезнование тому, кого обидели.
г) Сделаете вид, что вас это не касается.
д) Или...
6. Случайно, не желая того,
вы нанесли небольшой
ущерб
или причинили зло
другому человеку. Как
вы поступите?
а) Сделаете все возможное для устранения зла, ущерба.
б) Извинитесь, объясните
пострадавшему, что не
хотели
этого.
в) Постараетесь, чтобы никто не
заметил нанесенного
вами ущерба, сделаете вид, что вы не виноваты.
г) Свалите вину на того,
кто пострадал: пусть
не лезет,
сам виноват.
д) Или...
Если в ваших ответах
варианты «а», то это свидетельствует об активном, устойчивом положительном
отношении к соответствующим нравственным нормам; если «б» — это отношение
активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы); если «в» -
отношение пассивное и недостаточно устойчивое; «г» — отношение отрицательное,
неустойчивое.
Задание 6. Вам предлагается очень быстро (в течение 15 с) закончить предложения, содержащие следующие рассуждения:
Если я знаю, что
поступил (а) неправильно, то...
Когда я затрудняюсь
принять решение, то...
Выбирая между
интересным, но необязательным и не
обходимым, но скучным занятием, я обычно...
Когда в моем
присутствии обижают человека, я...
Когда ложь
становится единственным средством
сохранения хорошего отношения ко мне, я...
Если бы я был
на месте учителя, то...
Думаю, что мой отец
редко...
Если все товарищи по
команде против меня, то...
Когда у меня успех,
мои товарищи...
Если есть свободное
время, я...
Мало кто знает, что
я боюсь...
Не люблю людей,
которые...
Моей большой ошибкой
было...
Иногда в моей душе
просыпается...
Это упражнение позволяет
проанализировать свое внутреннее отношение к близким,
к самому себе,
к личным ценностям и т. д.,
а также выявить
свое эмоциональное состояние
и причины, порождающие агрессивность,
раздражительность и т. д.