Личностный уровень изучения общества.
Личность: понятие, социализация, статус и роли.
Личность - одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только при условии сохранения индивидуальных различий между людьми.
Социолог при изучении человека как личности берет в расчет прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития, несколько абстрагируясь от всего остального. В социологическом смысле личность - это социальное качество.
Если психологи обращают внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и изучают чем и почему они отличаются друг от друга, то для социолога «личность» - это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т.е. они отмечают в людях социально типическое).
Понятие личности.
Говоря о личности, чаще всего имеют в виду отдельного человека. Но ведь кроме понятия "личность" в нашем распоряжении имеется еще целый ряд близких понятий: человек, индивид. В обыденной речи эти понятия часто употребляются в одном и том же значении, но в науке они обозначают разные вещи.
Понятие "человек" - это родовое понятие, указывающее на принадлежность данной особи к человеческому роду - высшей ступени развития живой природы. Понятие "индивид" характеризует отдельного конкретного человека как единичного представителя человеческого рода и его "первокирпичик".
Понятие "личность" вводится для выделения, подчеркивания неприродной (надприродной социальной) сущности человека и индивида. Это понятие используется на протяжении около 2000лет. Его возникновение связывают с античным театром, где слова "персона" (личность) означало маску, которую надевал актер, играя определенную роль: воина, раба, ревнивца и т.д. При этом человек, с одной стороны, маскировал свое Я, а с другой стороны - соотносил себя с определенной социальной группой.
Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как продукт развития общества и включения в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.
Социализация.
В момент рождения ребенок еще не личность. Он пока только индивид. Чтобы стать личностью человек должен пройти определенный путь развития посредством усвоения социального опыта. Процесс становления личности называется социализацией.
Процесс освоения социальных ролей и усвоения норм культуры, а значит, интеграция человека в общество обозначается понятием "социализация".
Социализация рассказывает на индивидуальном уровне про то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо полностью проходить весь этот бесконечно долгий путь развития.
Человеческое существо рождаясь более беспомощным, нежели детеныши животных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению социального опыта. Если бы это было иначе, вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символического языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря на все старания ученых.
Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Однако некоторые ученые полагают, что поскольку все необходимое для социализации заложено в генах, человек останется самим собой, в какую бы среду его ни поместили. Их уверенность поколебала встреча с так называемыми феральными людьми.
Феральные люди - существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Термин придумал в 18 веке шведский ученый Карл Линней. Одичавших, не оцивилизационных людей называют «маугли» и «детьми джунглей» из социологов первым изучил их американец Кингсли Дывис в 1940 году. В индии были обнаружены две девочки - восьми летняя Камала и полуторогодовая Амала, воспитанные волками. В 1938 году обнаружили пятилетнюю девочку Анну. Все трое имели нормальные биологические предпосылки к успешной социализации, но были изолированы от нормальной социальной среды. У них отсутствовала связная речь, мышление, человеческие чувства.
«Маугли» доказали, что оставленный на произвол судьбы человек перестает быть человеком. Когда детей-зверенышей возвратили в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть речью, состоящей из 30 слов. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет.
Различают первичную и вторичную социализацию. Первая направлена на формирование социальных качеств личности (умению общаться, вести себя в обществе и т.д.), вторая - на освоении специфических ролей, связанных с разделением труда.
Агенты социализации - это люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных норм:
1) первичной (касается непосредственного окружения) - родители, братья и сестра, бабушки и дедушки, близкие и дальние родственники, сверстники, учителя, тренеры, врачи и др.,
2) вторичной (касается непосредственного, формального окружения) - представители администрации учебных заведений; предприятия, армия, церковь, государство, партии, суды, СМИ и др.
Наряду с понятием социализации также употребляются термины десоциализации и ресоциализации . Десоциализация представляет собой процесс отказа личности от ранее усвоенных норм и ценностей. Ресоциализация - сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых. Этоусвоения новых норм и ценностей, моделей поведения людьми зрелого возраста. Ресоциализация происходит каждый раз, когда человек узнаем что-то, не совпадающее с его прежним опытом. Так, например, при психотерапии или вступлении в религиозную группу, человек подвергается воздействию идей, противоречащих его прежнему мировоззрению. Если эти идеи прививаются, коренным образом меняется не только поведение индивида, но и его восприятие жизни.
Социальная роль.
Социальная роль - это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Социальная роль рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности.
К.Маркс указал, что роли бывают институциализированные (вытекают из социальной структуры) и конвенциональные (возникают произвольно).
Т.Парсонс одним из первых предпринял попытку систематизации социальных ролей. Он считал, что для любой роли характерен набор следующих основных пяти характеристик:
эмоциональная содержательность (эмоциональной сдержанности и раскованности),
способ получения роли (предписывание или приобретение),
масштаб (определяется количеством людей, на которых влияет роль),
формализация (строго установленная или размытая),
мотивация (побуждение, ориентация на личную прибыль или общее благо).
Когда люди жили в более простых обществах, им не казалось, что они исполняют какую-то роль. Репертуар их "социального театра" был ограничен, и по традиции роли (занятия) и амплуа (позиции) наследовались из поколения в поколение. Поэтому личина (ролевая маска) срасталась с личностью, что не приносило ощущение дискомфорта - в рамках отведенной роли человек мог оставаться "самим собой". В современном обществе существенно возросли возможности сменить амплуа и стало просто необходимым менять роли. "Актеры", осуществляющие обыденное социальное действие, по несколько раз в день вынуждены "перебегать с большой сцены на малую" и к тому же "подрабатывать" сразу в нескольких "театрах". Так, работающая женщина должна выполнять самостоятельные роли в семье, на работе, в досуговой, дружеской и деловой среде и в течении дня менять амплуа матери, жены, пассажиры транспорта, сотрудника, клиента сервисных организаций, потребителя товаров, хозяйки, воспитателя, собеседника и т.п., сообразуясь с правилами поведения в этих ситуациях и социальным ожиданиями других людей (родственников, коллег, знакомых и незнакомцев).
Социальный статус.
Социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Позиция учителя имеет смысл только в связи с позицией ученика и директора школы, а того - в связи с позицией министра образования и т.д. Статус учителя, как и любой другой статус, определен относительно всей системы образования.
Виды социальных статусов.
Главный - ключевой - наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его. Главным выступает тот статус, к-рый определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.д. Для научной интеллигенции главным часто оказывается не место работы или род занятия, а ученая степень, а для менеджера - должность или иерархический ранг.
Личный и социальный (в узком смысле). Социальный - положение человека, к-рое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной). Личный - положение, к-рое человек занимает в малой, или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Социальный статус играет первенствующую роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых. Представляясь незнакомым людям, каждый из нас называет прежде всего место работы, социальное положение, национальность и возраст. Для знакомых людей важны не они, а наши личные качества, неформальный авторитет.
Высокий, средний, низкий - лидер, независимый, аутсайдер.
Приписаваемый . - это статус, в котором человек рожден или к-рый назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными в строгом смысле слова считаются только три: пол, национальность, раса. Они заданы биологически, человек наследует их помимо своей воли и сознания. Последнее время ученые начали сомневаться в том, существует ли вообще прирожденный статус, если пол, расу и национальность в отдельных случаях люди изменяют. Приписываемый статус очень напоминает прирожденный, но к нему не сводится. В строгом смысле прирожденным является биологически унаследованный статус, а приписываемый - социально приобретаемый, но одинаковый по названию с прирожденным. Так, «Сын» может быть и прирожденным, им приписываемым статусом. Для того, чтобы не возникло лишней путаницы, социологи договорились называть тот и другой типы статуса одним словом - приписываемый. Таким образом, приписываемым статусом является такое положение в обществе, над которым индивид не имеет контроля и (или) которое он занимает независимо от своей воли, желания, усилий.
Достигаемый. Статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору, либо благодаря удаче и везению. Если приписываемый статус неподконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не назначается человеку автоматически самим фактом рождения. Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям и заслугам. Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее.
Смешанный статус. Он обладает чертами и приписываемого, и достигаемого. Человек, достигший степени доктора наук, не может передать ее своему сыну, однако тот может пользоваться определенными преимуществами, если решит двигаться по научной стезе. Коллеги отца будут покровительствовать юноше, он приобретает приписываемый статус сына доктора наук.(аналогично - дети миллионеров, политических деятелей и др.).
Пример смешанного статуса: в 30 лет человек стал инвалидом. Его социально-экономическое положение существенно изменилось: если раньше он самостоятельно зарабатывал на хлеб, то теперь целиком зависит от помощи родных, государства. О каком статусе идет речь? Достигаемым назвать его затруднительно, поскольку по собственной воле никто не желает стать инвалидом. Его можно было бы считать приписываемым, но 30-летний калека не является инвалидом по рождению. Он стал инвалидом из-за стечения обстоятельств, которые находились вне его контроля.
Элементы статуса. Статус как культурный феномен обладает соответствующими его рангу почестями, символами и привилегиями. Чем выше ранг, тем больше почестей. Статус требует от человека социально одобряемого поведения, приписывает ему обладание определенными правами и обязанностями, требует адекватного ролевого поведения, идентификации, т.е. отождествления себя со своим статусом. Все это элементы статуса.
1) Статусная роль - модель поведения, ориентированная на конкретный статус. От человека, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Каждый статус обычно включает ряд ролей ролевой набор - совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом.
2) Статусные права (например, вождь имеет право осуществлять религиозные церемонии).
3) Статусные обязанности. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается и тем сильнее наказание за их невыполнение. (Статус чернорабочего мало к чему обязывает, в отличие от статуса президента).
4) Статусный диапазон. Поскольку статусные права жестко никогда не определяются, а статусная роль свободно выбирается самим человеком, возникает некоторый диапазон, в рамках которого варьируется поведение и осуществление своих прав. Статус соседа предполагает свободную манеру поведения. никаких жестких формальных требований ему не приписывается. Если они и существуют, то носят неформальный или необязательный характер. Ролевая модель поведения соседа включает обмен поздравлениями и приветствиями, обмен предметами обихода, разрешение конфликтных ситуаций. Но один человек уклоняется от всяческого общения с соседями, а другой не в меру общителен и навязчив в дружбе.
5) Статусные символы. Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать обладателей различных статусов. Военные носят специальную униформу. Статусные символы гражданского населения не так определены, как военного. Тем не менее интуитивно мы различаем людей. Мы знаем из опыта, как одевается женщина из высшего света и как одевается чернорабочий. У каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя атрибутика. Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, жесты, манеры поведения. Так мужчинам запрещается появляться в дорогих ресторанах без галстука. Он выступает как знак, определяющий принадлежность его владельца к определенной группе населения.
6) Статусный образ. Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ. Часто его называют имиджем. Имидж - совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотносится между собой права и обязанности в данном статусе. Выражение «не позволять себе лишнего» точно описывает понятие имиджа и ставит границы, в которых каждый из нас стремится оставаться, чтобы в глазах окружающих выглядеть подобающим образом.
7) Статусная идентификация указывает на то, в какой мере человек сближает себя со своим статусом и статусным образом.
8) Статусное видение мира. Давно замечено, что человек смотрит на мир и относится к людям не вопреки, а в соответствии со своим статусом - с тем, который он считает главным.
Несовпадение статусов. Каждая группа обладает собственной иерархией. В том случае, если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом. Ранг статуса определяет то, каким он является высоким, средним, низким. Человек, достигший вершины иерархии и, следовательно, высокого статуса в одной группе, может остаться неизвестным в другой. Врач Х обладает высоким профессиональным статусом, но в спортивной секции по каратэ к нему относятся как к аутсайдеру.
Несовпадение статусов - это несовпадение рангов статусов или противоречие прав и обязанностей. Несовпадение возникает при двух обстоятельствах:
1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую в группе
2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого. Господин М. талантливый инженер, но ничем выдающимся себя в таком качестве не проявивший. Профессиональный статус у него средний - таков престиж инженерного труда в обществе. У начальника он пользуется также средним уважением: оно ценит его талант, но считает безынициативным. Коллеги называют его «своим парнем» за компанейский характер, высоко ставят его профессиональные качества, но когда речь заходит о служебном росте, не хотят видеть его своим начальником. В семье жена и дети любят его как мужа и отца, но не могут гордиться его профессиональными достижениями и при разговоре со знакомыми обходят подобную тему. У господина М вырисовывается сложный узор несовпадения статусов.
Статусный набор. Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций. Каждого человека можно охарактеризовать статусных набором (совокупностью всех статусов данного индивида).
Оказывается, не только художник или психолог, но и социолог может изобразить точный портрет человека. У художника для изображения точной копии человека есть кисть и краски, у социолога - анкета и статусы. Перечислив все статусы человека, мы получим его статусный портрет. Этот портрет - практическая вопия реального человека, но выраженная на языке социологии.
территориальные статусы (горожанин, мигрант, бомж) и т.д. = 150-200 религиозные статусы >300 политические статусы =300-500 профессиональные статусы =40 000 экономические статусы =30-50 Пол (мужчина/ женщина)=2 возраст (ребенок, взрослый, пожилой) = 3-9 |
Раса (негроидная, европеоидная, монголоидная) =3 национальность = 3,5-5 тыс. этносов здоровье (инвалид по зрению, слуху, инвалид ВОВ и т.д.) = до 100 брачно-семейно-родственные статусы >200 |
Изменение статуса называется социальной мобильностью . Она бывает вертикальной (переход индивида из одной страты в другую) и горизонтальной (в рамках одной страты).
Примеры горизонтальной: развод и повторный брак, смена рабочим места труда при сохранении профессионального статуса, переход верующего из одной конфессии в другую. Примеры вертикальной: переход рабочего в разряд бригадира, защита ученым диссертации, избрание политика на выборную должность, превращение оппозиционной партии в правящую или наоборот.
Вертикальная может выступать в двух видах:
А) индивидуальное проникновение; Б) коллективный подъем или спуск социальной группы в системе отношений с другими группами. Например, социальное положение христианских епископов в Римской империи до 325 г. было довольно низким. После принятия христианства в качестве официальной религии группа высших церковных иерархов поднялась на самую вершину социальной пирамиды.
Каналами (лестницей) вертикальной мобильности могут быть школа и другие учебные заведения, церковь, армия и др.