Социальное поведение.
Понятие, факторы, нормы, девиации, аномия, социальный контроль.
Социальное поведение.
Поведение человека можно определить как образ жизни, действий и поступков людей. Иногда может казаться, что действия отдельного человека - сугубо его личное дело. Однако, живя в обществе, любой человек так или иначе (физически, вербально или мысленно) взаимодействует с другими.
Например, производитель недоброкачественных продуктов может повредить здоровью сотен людей, "общение" буйных подростков во дворе заставляет жильцов нервничать…
Поэтому его индивидуальное поведение очень часто взаимосвязано с окружающими и носит социальный характер.
Социальное поведение - это действия человека по отношению к обществу, другим людям, окружающим его природе и вещам.
М.Вебер классифицирует все человеческие действия на четыре типа: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. Социальное действие должно обладать двумя необходимыми свойствами:
осознанной мотивацией,
ориентацией на других (ожиданием).
Отсутствие у действия первого свойства не позволяет говорить о нем как о действии, отсутствие второго - как о социальном.
Целерациональное действие характеризуется ясностью осознания цели и средств ее достижения. Показателем эффективности действия является наступивший результат (последствия). такое действие учитывает социальные ожидания других и использует эти ожидания для достижения поставленной цели. этот тип действия наиболее понятен окружающим. например, действия законченного эгоиста являются отвратительными, но понятными. По мере убывания рациональности действия становятся все менее понятными, цели - менее ясными, средства - менее определенными.
Ценностно-рациональное действие характеризуется верой в безусловную ценность (моральную, религиозную, политическую) самого действия независимо от возможных результатов и выгод. такое действие основывается на определенных "заповедях", в следовании которым человек видит свой долг. Действия, соответствующие кодексу чести (дворянина, офицера), - по сути ценностно-рациональные. В таком действии нет конкретной цели, определенного результата, но есть мотив, смысл, ориентация на других. конечно, ценностно-рациональное действие не является абсолютно "бескорыстным": оно удовлетворяет потребности человека в самоуважении, самоутверждении, признании со стороны группы.
Традиционное действие (привычное) характеризуется отсутствием осознания мотива действия, оно совершается автоматически, в силу привычки (например, одевание).
Аффективное действие (в состоянии аффекта) характеризуется отсутствием цели (вспышка гнева).
Для социологов интерес представляют целе- и ценностно-рациональные действия.
Виды социального поведения. По своему характеру социальное поведение может быть самым разнообразным: альтруистическим (основанным на бескорыстной заботе о благе других) или эгоистическим, законопослушным или противоправным, серьезным или легкомысленным, независимым или приспособленческим, деликатным или неучтивым и т.д. Оно определяется многими факторами как общественного характера, так и личностного.
Факторы социального поведения
Факторы
личностные общественные
врожденные инстинкты психические особенности (темперамент, характер, самооценка и др.) жизненные цели, интересы, ценности умение жить в обществе и ладить с другими |
социальные ценности и нормы поведение социальной элиты (образец) условия для соблюдение норм |
Социальные ценности и нормы - основополагающий фактор социального поведения.
Под социальными ценностями понимаются наиболее общие представления о желаемом типе общества, целях, к которым должны стремиться люди, и методах их достижения. Ценности конкретизируются в социальных нормах.
Как температура может свидетельствовать о здоровье и нездоровье организма, так и социальная норма и соответствие ее может характеризовать социальное здоровья. О социальном неблагополучии можно судить по отклонениям от социальных норм – этических, правовых, отклонений самого разного типа, включая агрессивное (нанесение физического и морального вреда другому), корыстные (незаконное присваивание не принадлежащего себе), социально-пассивные, выражающиеся в разных формах саморазрушающего поведения (алкоголизм, наркомания, самоубийство, сексуальная распущенность и проституция, они тоже имеют последствиями физического и духовного разрушения личности).
Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Норма – это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, группы. Это своего рода границы. Под нормой также подразумевается нечто среднестатистическое, или правило больших чисел («как все»). Например, протяженность активного возраста может изменяться в зависимости от конкретного времени, общества.
Виды:
1. Привычки - устоявшиеся схемы (стереотипы) поведения в определенных ситуациях.
2. Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать.
3. Этикет - принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.
4. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Это одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять.
5. Традиция - все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.
6. Обряд - разновидность традиции. Он характеризует не избирательные, а массовые действия. Это совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни.
7. Церемония и ритуал. Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию каких-то событий или дат. Функция этих действий - подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Ритуал - сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов или слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал наделен символическим значением.
8. Нравы - особые оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. Это обычаи, имеющие моральное значение. Особой формой нравов являются табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет). Особенно оно было распространено в традиционном обществе. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление и др.
9. Законы - норы и правила поведения, оформленные документами, подкрепленные политическим авторитетом государства. Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и достоинство, собственность.
10. Мода и увлечения. Увлечение - кратковременное эмоциональное пристрастие. Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой.
11. Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро. Справедливость, патриотизм, дружба и т.д. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Для описания того, на какие Ценности ориентируются люди, социологи используют термин ценностные ориентации. Ценности принадлежат группе ил обществу, ценностные ориентации - индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.
12. Верования - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.
13. Кодекс чести. Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, которые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство и доброе имя.
По субъектам: общечеловеческие, общества, групповые, коллективные.
По объекту: политические, экономические, эстетические, религиозные и д.т.
Способу обеспечения: опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу гос. аппарата.
По функциям: нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие.
По форме образования и фиксации: жестко фиксированные и гибкие, или нормы-ожидания и нормы-правила.
Девиации.
В социальном поведении людей имеет место множество нежелательных отклонений от социальных норм, другими словами - девиаций . С ними связано еще одно социологическое понятие - девиантное поведение .
позитивная девиация негативная девиация
(конструктивная) (деструктивная)
творчество героизм инновации (нововведения) В традиционных обществах к одобряемым отклонениям относятся отшельничество, религиозный фанатизм, сверхаскетический образ жизни. |
преступность терроризм алкоголизм наркомания проституция |
Способ адаптации |
Одобряемые обществом цели |
Одобряемые средства |
Конформизм (приспособление) |
+ |
+ |
Инновации (нововведения) |
+ |
- |
Ритуализм (поведение "как все") |
- |
+ |
Ретреатизм (бегство от действительности) |
_ |
- |
Бунт |
- |
- |
Как видно из таблицы, лишь конформистский тип поведения отличается согласованностью целей и средств и является желательным и недевиантным. Инновации характеризуются как стремление к социально значимой цели при отклонении легальных способов их достижения. Подобное положение складывается в случаях, когда достижение желаемых целей затруднено или по каким-то причинам блокировано. Так, например, стремление быть богатым зачастую невозможно реализовать законным путем. Ритуализм предполагает отказ от высоких культурных целей, когда они оказываются малодоступными, при безусловном следовании институциональным нормам. Оправдание ритуализма строится на высказываниях типа: "Я доволен тем, что у меня есть", "Другие находятся в гораздо худшем положении, чем я", "Чем выше взлетишь, тем больнее падать"… ретритизм избирают лица, пережившие острый внутренний конфликт между хорошо усвоенными моральными нормами и невозможностью достижения желаемых целей общепринятыми средствами. Отклонение в этом случае проявляется в отказе и от целей и от средств. Его демонстрируют алкоголики, наркоманы, бомжи, бродяги и другие маргиналы. Мятеж или бунт предполагает направление действий против господствующих социальных норм и приводит к их замене другими.
Характер девиантного поведения зависят, во-первых, от того, как человек научен отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, во-вторых, - от того, каким образом общество стимулирует созидательные действия личности. Основным критерием определения характера девиантного поведения является его форма реализации, в частности наличие атрибута насилия.
Разрушительную девиацию нельзя отожествлять только с преступностью (еще называют делинквентным поведением). Преступность представляет собой поведение, уголовно наказуемое, запрещенное законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения. Продолжительное время в нашем обществе наблюдается рост негативного девиантного социального поведения, отдельные виды которого (наркомания, коррупция, алкоголизм, суицид) угрожают депопуляцией. При этом длительность проявления девиантного характера социального поведения способствует изменению функционального состояния социума. Общество сегодня само воспроизводит разрушительное поведение человека, те его формы, которые способствуют рассогласованию интересов между людьми, отчуждению, маргинализации и другим социальным патологиям.
Позитивными девиации являются тогда, когда способствуют прогрессу общества, повышают уровень его организованности, помогают преодолеть устаревшие, консервативные или даже реакционные стандарты поведения. Поэтому в постиндустриальном обществе главным становится не физическая сила, а способность к инновация.
В современной культуре социальное поведение предполагает не столько сохранение человеком своего статуса (что характерно для традиционной), сколько умелое и разумное приспособлении его к конкретной ситуации. Наиболее высоко оценивается не буквальное соблюдение правил, а умение в случае необходимости нарушать их. В связи с этим резко возрастает и роль личности. Личность вынуждена вместо выполнения обязательных предписаний и запретов ритуализированного поведения творчески обыгрывать существенно более мобильные нормы. Создавая социальные формы своего бытия, человек может как утвердить себя в мире, так и уничтожить. Выбор будущего возможен и в «восходящем» направлении социального совершенствования и по пути «нисходящему», выявляющему деструктивность. Основная задача для человека видится в том, что бы устоять перед деструктивными силами мира.
Сегодня личность стала свободна в своей самореализации и предоставлена самой себе в социальном плане. Свобода принимает новую степень проявления: она уже не связанна не с добродетелями общины, не с законами правового общества, а с глубинной личностной основой - ценностно-смысловой. Реальность, с которой соотносится эта свобода, и есть реальность поступка, как целостной жизненной позиции человека. При этом многие люди просто не способны на личностный поступок, они предпочитают руководствоваться сложившимися в обществе стандартами поведения, не желают, а порой не могут следовать свободе.
Общество, с одной стороны, от человека требует гибкого, быстро приспосабливающегося конструктивного поведения, с другой - порой само порождает условия для опасного авантюрного поведения. Опасность наблюдается в преобладания иррациональной сферы влечений, страстей, характерных для инфальтивно-импульсивного поведения. Это объясняется тем, что общество предоставило человеку «негативную свободу», не предоставив возможностей для обретения «позитивной». Поэтому процесс "освобождения" сопровождается все большим усилением чувства изолированности, отчуждения человека от других. В сложных ситуациях действия людей сведены к процессам приспособления, главной целью которых является сохранение существующего, а не создание нового.
Причины девиации
Тип объяснение |
теория |
автор |
Идея |
Биологическое |
Физические черты связаны с преступными наклонностями |
Ломброзо |
Физические особенности являются причиной девиации. |
Определенное строение тела |
Шелдон |
Физические особенности являются причиной девиации. |
|
Психологическое |
Психоаналитическиая |
Фрейд |
Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию. |
Социологическое |
Аномия |
Дюркгейм |
Девиации, в частности самоубийства, происходят в следствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм. |
Соц. дезорганизация |
Шоу и Маккэй |
Девиации многих видов возникают в тех случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми. |
|
Аномия |
Мертон |
Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуры целями и социальными способами их достижения. |
|
культурологические |
Селлин, Миллер |
Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры м господствующей культуры. |
|
Стигматизации (клеймения) |
Беккер |
Девиация – это своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп. |
|
Радикальная криминология |
Турк, Тэйлор |
Девиация является результатом противодействия нормам общества. |
Аномия К особой, крайней форме девиантного поведения можно отнести так называемую а номию ( от греч. а - отрицательная приставка + nomos - закон), что буквально означает беззаконие.
Понятие "аномия" ввел в социологию Э.Дюркгейм. Впервые он употребил данный термин в своей работе "О разделении общественного труда". Спустя четыре года в труде "Самоубийство" он сформировал классическое определение, согласно которому аномия - это социальное состояние, характеризуемое ослаблением или распадом норм.
Это своего рода массовая девиация, распущенность в обществе. Аномия представляет собой такое состояние общества, при котором значительная часть людей пренебрегает социальными нормами. Так бывает в смутные, переходные, кризисные времена гражданских войн, революционных переворотов, глубоких реформ и других социальных потрясений, когда вдруг рушатся прежние, понятные людям общие цели и ценности, падает вера в действенность привычных моральных и правовых норм. Подобные болезненные периоды в той или иной мере переживали я своей истории все народы.
Социальный контроль
Впервые понятие социального контроля было введено в научный оборот французским социологом Г.Тардом. Первоначальный смысл этого понятия сводился к использованию средств принуждения, воздействующих на преступников. В дальнейшем его содержание расширилось. Т.Парсонс рассматривал его уже не только как средство противодействия любому отклоняющемуся поведению, но и как способ поддержания социальной стабильности.
Основными видами социального контроля (и шире - социальной регуляции), которые выработаны человечеством, являются обычаи и традиции, мораль, религия и право.
Функции контроля.
регулятивная охранительная стабилизирующая
Направляет действия |
Сохраняет ценности (важные из них - жизнь, здоровье, собственность и т.д.) |
Обеспечивает единообразие поведения людей в сходных ситуациях, способствует предсказуемости поведения и социальному порядку. |
Контроль за соблюдение норм, противодействие девиантному поведению осуществляется с помощью санкций.
Санкции - это реакция группы на поведение индивида.
негативные позитивные
наказание порицание поощрение
Административные взыскания - штраф, выговор. Ограничение доступа к социально ценным ресурсам - лишение премий, льгот, привилегий), Преследование по суду. Например, за использование шпаргалки на экзамене и др. |
Выражение общественного неодобрения, отказ от сотрудничества, разрыв отношений и т.п. Например, за нарушения в стиле одежды, нарушение трудовой дисциплины и др. |
Одобрение, денежные вознаграждения, награды. |
Санкции
Формальные Неформальные
Наказания, предусмотренные правовой системой общества (штрафы, наложение ареста, лишение свободы, конфискация имущества) и поощрения (награды, льготы, повышения по службе). |
Наказания - выражение неудовольствия, насмешки, саркастические замечания, недружелюбие, отказ от сотрудничества, Поощрения - признание, рост авторитета, доброжелательность и др. |
Человеческое общество с самого начала человеческой цивилизации в лице таких своих институтов, как государство и религия, всегда пыталось весьма решительно бороться с социальными отклонениями и в этой своей борьбе прошли путь от мер жесточайшего принуждения и наказания, когда горели костры инквизиции, совершались публичные казни, экзекуции до полного отказа не только от публичных казней, но смертной казни как таковой, что в настоящее время осознано практически во всех цивилизационных странах.
Но чем меньше, чем слабее осуществляется внешний контроль и внешняя регуляции поведения за счет страха наказания, осуждения и т.д., тем прочнее должны быть внутренние регуляторы поведения, ориентированные лишь на собственную совесть и собственные нравственные ценности. Если внутренние регуляторы не сформированы, то представление чрезмерной свободы может привести к социальному хаосу, то, что у нас в широком обиходе получило название "беспредел".
Известно, что девиантный способ поведения выбирают прежде всего люди, не имеющие легальных условий для самореализации в обществе, легальных каналов изменения своего социального статуса посредством механизмов социальной мобильности. В том случае, когда индивидуальная девиация принимает вид самоутверждения, социальное управление должно быть не создающим, формирующим, а раскрывающим личность. Если тот или иной вид девиации, утверждающей личность, приобретает устойчивый характер, становится нормой поведения для многих людей, общество обязано пересмотреть принципы, стимулирующие «нарушение правил», провести переоценку норм. В последнем случае поведение, которое прежде считалось девиантным, начинает оценивается как нормативное.
Для того, чтобы деструктивная девиация не получила широкого распространения, необходимо, во-первых, расширять доступ к законным способам достижения успеха и желаемого социального положения личности; во-вторых, соблюдать социальное равенство всех перед законом; в-третьих, постоянно совершенствовать само законодательство, приводить его в соответствии с новыми социальными реалиями и т.д.