Особенность социологического знания.
Историческая справка, объект, предмет, структура, функции, методы социологии
Приступая к изучению новых для вас дисциплин - социологии и политологии, уместно вспомнить, что наука вообще - это обобщенные, систематизированные и подтвержденные фактами знания. В отличии от каких-либо теорий наука имеет объект (что изучается) , предмет (что конкретно в объекте представляет интерес для ученого) и методы (как изучается).
Историческая справка
Понятие <социология> (лат. societas - общество + logos - учение) означает дословно <учение об обществе>. Этот термин был введен в оборот французским философом Огюстом Контом в 30-е гг. прошлого столетия. В его понимании социология была равнозначна обществознанию и включала в себя все то, что относится к обществу .
Общество - сложный объект изучения. Мы толком не знаем, ког-да именно оно возникло. Историки говорят: 40 тыс. лет назад. Хотя человеческий род возник более 2 млн. лет назад. Не скрыт ли здесь какой-то парадокс?
Мыслители с давних пор стремились открыть тайные пружины, управляющие глобальными социальными процессами и механизмами взаимодействия двух и более человек.
Многие интересные идеи о социальной жизни людей были выказаны древними философами. Почти целиком социальной проблематике были посвящены религиозно-философские размышления мыслителей древнего Китая, таких как Конфуций, Мэн Цзы, Сюнь Цзы и др.
Первые в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии. Наиболее значительные из них принадлежат крупнейшим древнегреческим философам - Платону и Аристотелю .
Следующий этап развития социальной мысли связан с распространением христианства. Христианских мыслителей волновала проблема несправедливости, зла, пронизывающих человеческое общество, "неправедности" таких институтов, как рабство и жестокой государственной власти.
В последующие эпохи появились выдающиеся ученые и мыслители ( Н.Макиавелли, Т.Гоббс, Ф.Бэкон, Ж.-Ж.Руссо, А.Гельвеций, И.Кант и многие другие), которые серьезно обогатили наши знания об обществе.
Наконец, в XIX веке рождается собственно социология (не следует путать две даты: появление термина <социология> и зарождение самой социологической науки), вобравшая в себя лучшие достижения человеческой мысли и, благодаря применению конкретно-научных методов, продвинувшая наши знания дальше. В ряду творцов научной социологии выделяются Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Г.Зиммель, К.Маркс, В.Парето, Г.Моска, Г.Лебон, Г.Трард, П.Сорокин . Их работы представляют классический период истории этой науки.
Современные социологи: Ю.Хабермас, Д.Александер, Н.Луман, Э.Гидеенс, П.Бурдье, А.Турен, Т.Парсонс, Р.Дарегдорф, Л.Козер, А.Шюц, Дж.Хоманс и др.
Сегодня термин "социология" не сходит со страниц периодической печати. Телевидение и радио регулярно передают материалы социологических исследований. Что же представляет собой социология как наука?
Объект и предмет социологии.
Социология представляет собой сложно организованную систему знаний о том, что представляется очевидным (жизнь людей в обществе многим представляется "естественной": люди действуют среди подобных себе, обычно понимая и предвидя поведения друг друга), но на самом деле сложным, и не всегда понятным (почему талантливые и порядочные люди как правило бедны, почему государством управляют не мудрецы-ученые, каким образом "троечники" обгоняют "отличников" на путях социальной карьеры, почему люди хотят взаимодействовать с честными партнерами, при этом сами не стремятся быть таковыми и т.д.). Парадоксы отношений в обществе, невидимые правила и нормы всегда привлекали внимание ученых. Социологи
- спорят о том, что такое общество, которое постоянно меняется, принимая новые неожиданные для нас формы, о том, какие законы управляют поведением людей и управляемо ли оно вообще, почему происходят разводы и межнациональные конфликты, по каким причинам одни общества процветают и уходят в своем развитии далеко вперед, а другие запаздывают,
- стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, почему они образуют группы, отправляются на войну, поклоняются чему-то, женятся, голосуют, т.е. все, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом, и каковы причины сходства или различия в мыслях, верованиях, предпочтениях и вкусах людей.
Примеры того, что представляет интерес для социологов.
Женщина покупает 4 билета на Гавайские острова. Психолог пожелал бы выяснить, почему эта женщина выбрала именно эти острова. Экономист рассмотрел бы покупку билетов в отношении к тому, как эта женщина могла бы по-другому потратить свои деньги. Социолог, например, задался бы вопросом, каким образом ее семья могла бы оказать влияние на ее решение. |
Если экономист, психолог, юрист и социолог заведут разговор об алкоголе, то профессиональный интерес каждого из них обнаружится в интерпретации темы. Экономист заговорит о необходимости государственной монополии на производство спирта, юрист - о необходимости законодательного регулирования торговли алкоголем, психолог - о воздействии алкоголя на сознание, память, самоконтроль, социолог - о ритуальной функции алкоголя, т.е. об употреблении алкоголя для установления контакта между людьми, или об уровне потребления алкоголя в сочетании с данными о структуре потребления, распределение потребления алкоголя между мужчинами и женщинами, по возрасту и т.д. |
Эти примеры иллюстрируют особенность предмета социологии - "социального" (социальности). Выдающийся немецкий социолог Макс Вебер назвал социальными те действия, которые ориентированы на поведение других. Комментируя это определение, он поясняет, что столкновение двух велосипедистов не более чем происшествие, подобно явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать столкновения, потасовка или мирное урегулирование конфликта - является уже социальным действием.
Итак, объект социологии - общество, а предмет - социальные взаимодействия и связи, обеспечивающие удовлетворение всех основных потребностей людей.
Структура социологии.
Уровни социологического знания - макро- и микро-.
Макросоциология имеет дело с такими крупными структурами как цивилизация, государство, культура, рынок, церковь.
Микросоциология изучает межличностное взаимодействие, состоящее из наименьших единиц общения - нескольких человек.
Социология бывает эмпирической и теоретической.
Эмпирическая (опытная) или конкретная социология изучает следующее:
1) социальные институты (армия, семья, религия, право, наука),
2) социальные общности (малые и большие группы, город, деревня, регион).
3) социальные процессы (преступность, алкоголизм, миграция).
Она изучает отдельные социальные факты (события), характеризующие отдельную группу людей в конкретном обществе и историческом времени.
Теоретическая изучает структуру общества (социальная статика) и его развитие (социальная динамика). Социологи реконструируют "облик" общества, рассматривают его по "косточкам" (отдельным элементам: индивидам, группам, отношениям), собирают "скелет" (структуру) и "сканируют" (выявляют) внутренние процессы, закономерности организации социальных взаимодействий.
Функции социологии .
Одной из важных функций социологии является (значение) познавательная : социология обеспечивает прирост нового знания о различных сферах общества.
Дополняющая эту другая функция - объяснительная , помогающая ответить на вопросы, что происходит с обществом и почему.
Следующая - прогностическая, позволяющая предполагать о развитии тех или иных процессов в будущем.
Управленческая , заключающаяся в том, что она дает конкретную информацию, основываясь на которой субъекты управления принимают решения.
Прикладная (практическое приложение) - социальное обслуживание населения (службы семьи, телефоны доверия и т.д.).
В то же время социологию иногда используют и в несвойственной ей идеологической функции, для пропаганды и защиты интересов каких-либо социальных групп. Так бывает, например, когда социологии занимаются подбором необъективных данных по заказу политических групп с целью манипулирования поведением людей, навязывая им определенные оценки и мнения, подталкивая их к "нужному" голосованию на выборах и т.д. в этих случаях социология перестает быть наукой, превращаясь в служанку идеологии и политики.
Значение социологии для вас.
Изучение социологии способствует расширению кругозора и является условием понимание того, что происходит вокруг вас. Американский социолог Чарльз Райт Миллс заметил, что люди обычно плохо представляют связь между собственной жизнью и обществом, поскольку заняты собой. В то же время такое знание необходимо хотя бы для того, чтобы предвидеть, что может случиться с каждым.
Личные трудности определяются характером индивида и его непосредственных отношений с другими, они касаются его Я и тех областей жизни общества, с которыми он лично знаком. Общественные проблемы касаются отношений, которые выходят за пределы непосредственного окружения индивида и его внутренней жизни. Например, когда в стране с многомиллионным населением тысяча человек не имеет работы - это их личная проблема, для решения которой следует обратить внимание на характер, способности и непосредственные возможности каждого безработного. Но когда нация, обладающая многомиллионным трудоспособным населением, насчитывает миллионы безработных - это уже общественная проблема, и в этом случае мы не можем надеяться на ее решение в сфере возможностей, доступных каждому безработному в отдельности.
Человек может осмыслить собственный жизненный опыт и масштаб своей судьбы только в рамках своего времени и своего общества. Социология помогает понимать элементы общества и связи между ними, видеть отличительные особенности современного мира в сравнении с прошлыми историческими эпохами, определить свое "желаемое" место в обществе.
Методы социологических исследований.
Основная цель социологических исследований - это добыча фактов о социальной действительности, ее явлениях, другими словами, социальных фактах . В научном смысле социальные факты - это событие, зафиксированные и описанные в четких терминах и понятиях. Научному описанию и строгой фиксации поддаются следующие фрагменты социальной действительности:
1) поведенческие акты (что люди делают);
2) продукты человеческой деятельности (что люди сделали);
3) словесные (вербальные) действия людей, их мнения, взгляды, суждения, оценки.
Выбор исследуемой проблемы
Обзор литературы
Построение гипотезы
(выработка формулировки, определяющей взаимосвязь между переменными, и приведение их к единому основанию, доступному для измерений)
Выбор программы исследований
Сбор данных
(сбор и регистрация данных в соответствии с особенностями исследовательского проекта)
Анализ результатов
(поиск ответов на поставленные в проблеме вопросы на основе значимых связей между фактами, выявившимися в ходе исследований)
Выводы
(определение результатов исследования, выявление более широкого смысла работы и наметка направлений будущих исследований)
Методы сбора данных
1. Наблюдение - э то самый простой и наиболее распространенный методов. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.
Виды: невключенное (события регистрируются со стороны) и включенное (соучаствующее, когда исследователь включается в определенную социальную ситуацию и анализирует события как бы <изнутри>).
Достоинства: естественные условия, простота организации.
Недостатки: субъективный фактор наблюдателя (искажение восприятия событий тем больше, чем сильней наблюдатель ориентирован на подтверждение своей гипотезы), длительность приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, интерпретация данных, значительные затраты времени.
2. Эксперимент (от лат. проба, опыт) предполагает проведение искусственного научного опыта, при котором изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Является довольно "экзотическим" методом социального познания, поскольку "проводить опыты с людьми" считается занятием предосудительным. Однако в рамках микросоциологии он применяется часто, например, при изучении условий труда, введении новых принципов организации коллектива и т.д.
Виды: полевой или естественный (условия эксперимента приближены к естественным и экспериментальный фактор вызывается самим ходом событий) и лабораторный (когда исследователь сам вводит экспериментальный фактор).
Достоинства: позволяет не раз воспроизводить изучаемое явление и более тщательно его изучать.
Недостатки: специально созданные условия могут искажать естественный ход событий.
3. Опрос - получение информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых (респондентов).
Виды: устный - интервью (беседа по предварительно разработанному плану) и письменный - анкетирование (получение данных с помощью анкеты, т.е. вопросного листа с заранее сформулированными вопросами).
Достоинства: позволяют выявить систему ценностей, убеждения, взгляды, чувства недоступные непосредственному наблюдению.
Недостатки: данные основаны на самонаблюдении опрашиваемых и нередко свидетельствуют, даже при условии искренности со стороны опрашиваемых, несколько об их подлинных мнениях и настроениях, сколько о том, какими они их изображают.
4. Анализ документов - это исследование существующих исторических свидетельств, таких как данные переписи, правительственные статистические отчеты, газетные материалы, книги, журналы, личную переписку, речи, фольклор, судебные архивы, произведения искусства.
Виды: исследование официальных документов и личных .
Достоинства: дают ученым возможность проверить свои гипотезы на более широких временных и пространственных отрезках, не ограничиваясь одной группой людей в одном конкретном времени и месте.
Недостатки: отсутствие или недостаточная точность документов часто препятствует получению объективных данных.
Социолог не должен довольствоваться одним источником информации. Истинный исследователь использует как можно больше сведений об интересующем его предмете, получая их самим разными способами: узнает, сопоставляет и накапливает малейшие детали об объекте своего исследования.
В заключение познакомьтесь с характеристикой социологов социолога Питера Л. Бергера (см. Приглашение в социологию . М., 1996):
Мы определили бы социолога (:) как человека, который испытывает постоянный, неизбывный, не знающий моральных преград интерес к человеческим поступкам. Его естественный ареал обитания - всевозможные места скопления людей, где бы они не собирались вместе. Социолога может интересовать и масса других вещей. Но основной его интерес лежит в мире людей, их институтов, истории и страстей. А раз так, то все, что делают люди, должно привлекать его внимание. Его интерес к событиям, в которых задействованы самые глубинные убеждения людей, к моментам трагических переживаний, величия и высшего наслаждения вполне естественен. Но его в равной мере привлекает и обыденность, повседневность. Разумеется, ему не будет чуждо благоговение перед великими событиями, но это благоговение не избавит его от желания смотреть и понимать.