Тема 3.2. «Свойства
моторных масел» |
Важнейшими эксплуатационными
свойствами моторных масел являются: вязкостно - температурные (вязкость,
индекс вязкости, температура застывания), противоизносные,
противоокислительные, диспергирующие (моющие), коррозионные и др. Вязкостью называется свойство
жидкости оказывать сопротивление при перемещении ее слоев под действием
внешней силы. Это свойство является следствием трения, возникающего между
молекулами жидкости. Различают динамическую и кинематическую вязкость. Вязкость существенно меняется с
изменением температуры. С понижением температуры взаимодействие между
молекулами усиливается, и вязкость масла увеличивается. Так, например, при
изменении температуры на 100 °С вязкость масла может изменяться в 250 раз.
На рис. 2.3 на сетке с логарифмическими координатами показана зависимость
вязкости от температуры. Учитывая линейный характер зависимости, можно по
номограмме определить вязкость масла при любой температуре. С повышением давления вязкость
масла возрастает. Величины давления 8 масляной пленке, заключенной между
трущимися поверхностями, могут быть значительно выше, чем сами на грузки на
эти поверхности. В масляной пленке коренного подшипника коленчатого вала
двигателя величина давления достигает 500 МПа. Зависимость вязкости масла от
давления определяют по уравнению Гуревича: Рис.2.3. Номограмма для
определения вязкости масла при различных его температурах двигателя. νp = ν0(1 + k P), где : νp и ν0 - соответственно
вязкость при давлении 0,4 МПа и Р, мм2 / с; С повышением давления вязкость
более жидких масел (с пологой вязкостно - температурной характеристикой)
возрастает в меньшей степени, чем более вязких масел (с более крутой
вязкостно - температурной характеристикой). При давлении (1,5-2,0)103 МПа
минеральное масло затвердевает. Вводимые присадки в базовое масло
способствуют сохранению несущей способности масляного слоя при увеличении
нагрузки. Вязкость является основным
параметром при подборе масла, поэтому она всегда указана в маркировке масла.
Для маркировки вязкость определяют при тех температурах, при которых работают
узлы трения. Моторные масла для двигателей внутреннего сгорания маркируют по
кинематической вязкости мм2/ с
(Сcт) при температуре 100 °С, которая принята в качестве средней
температуры масла в двигателе (картер, система смазки). Для получения масел с хорошими
вязкостно - температурными свойствами в качестве базовых используют
маловязкие масла, имеющие вязкость менее 5 мм2/с при температуре +100 °С, и
добавляют в них вязкостные присадки (загустители). В качестве присадок
применяют такие полимерные соединения, как полиизобутилен, полиметакрилаты,
полиалкилстиролы и др. С понижением температуры объем
макромолекул полимера уменьшается, молекулы «свертываются» в клубки. При
повышении температуры клубки макромолекул «разворачиваются» в длинные
разветвленные цепи, присоединяя молекулы базового масла, объем их становится
больше, и вязкость масла возрастает. Загущенные присадками масла
обладают необходимым уровнем вязкости при положительных температурах 50-100
°С, пологой кривой Рис.2.4. влияние вязкости
присадки на вязкость масла при различных температурах: 1 – маловязкое масло;
2 – то же масло с вязкостнойприсадкой (загущенное) Рис.2.5. Снижение расхода
бензина при движении автомобиля при мере прогрева двигателя Экономия топлива достигает 5 %
при больших пробегах и 15 % при коротких пробегах в зимнее время с частыми
пусками двигателя (рис. 2.5). К недостаткам загущенных масел
относят низкую стабильность загущенных присадок при высоких температурах,
что вызывает ухудшение вязкостно - температурных характеристик масел при
длительной бессменной работе их в двигателях. Индекс вязкости (ИВ), оценивающий
вязкостно - температурные свойства масел, является условным показателем,
характеризующим степень изменения вязкости масла в зависимости от температуры
и определяемый путем сравнения вязкости данного масла с двумя эталонными
маслами, вязкостно - температурные свойства одного из которых приняты за 100,
а второго — за 0 единиц. Индекс вязкости определяют по
номограмме (рис. 2.7), расчетным путем или по специальным таблицам. Для
определения ИВ по номограмме необходимо знать значения кинематической
вязкости масла при температурах +50 °С и +100 °С. Чем выше ИВ, тем более пологой
кривой (рис. 2.8) характеризуется масло и тем лучше его вязкостно -
температурные свойства. Из двух масел с одинаковой вязкостью при температуре
+100 °С, но с разными ИВ, одно (1) можно применять только в теплое время,
так как при низких температурах оно теряет подвижность, а другое (2) —
всесезонно, так как оно обеспечит легкий пуск двигателя при низких
температурах воздуха и жидкостное трение при рабочих температурах. Учитывая то обстоятельство, что
вязкость масла и индекс вязкости определяют работоспособность узла трения,
то в стандартах на масла эти параметры нормируются в количественном
выражении. Для автомобильных масел ИВ должен быть не менее 90. Застывание — свойство,
определяющее потерю текучести масла. При понижении температуры до определенной
величины текучесть масла снижается, а при дальнейшем понижении оно застывает.
С увеличением вязкости масла из него выделяются наиболее высокоплавкие
углеводороды (парафин, цере зин), а при полной потере текучести масла микрокристаллы
твердых углеводородов (парафина) образуют пространственную кристаллическую
решетку, связывающую все масло в единую неподвижную массу. Температуру, при которой масло
теряет текучесть, называют температурой застывания. Рис.2.6. универсальное
всесезонное моторное масло «ЛУКОЙЛ - Стандарт» Рис. 2.7. Номограмма для
определения индекса вязкости моторных масел Нижний температурный предел
применения масла примерно на 8-12 °С выше температуры застывания, т.е.: t 0 B = t 3 -(8-12) ° C, где: t ов - нижний
температурный предел окружающего воздуха (применения данной марки моторного
масла) °С; t 3 - температура застывания определенной марки масла,
регламентируемая стандартом, °С Снижения температуры застывания
масел добиваются путем депарафиниза-ции (частичного удаления парафинов) или
добавлением присадок-депрессоров в процессе их производства. Депрессоры
предотвращают образование кристаллической решетки, когда кристаллы парафина
объединяются в объемные структуры. Понижая температуру застывания масла,
депрессоры не влияют на его вязкостные свойства. Рис.2.8. Зависимость вязкости
моторных масел от температуры для различных значений индекса вязкости: 1 – ИВ
90; 2 – ИВ 140 Противоизносные
(смазывающие) свойства характеризуют способность масла препятствовать
износу поверхностей трения. Образующаяся нетрущихся поверхностях прочная
пленка исключаетне посредственный контакт деталей. Высокие Противоизносные
свойства масла особенно востребованы при небольших частотах вращения
коленчатого вала, когда высоки удельные нагрузки, а также когда геометрические
формы или размеры деталей имеют существенные отклонения, что чревато
задирами, схватыванием и разрушением трущихся поверхностей. Противоизносные свойства масла
зависят от его вязкости, вязкостно- температурной характеристики, смазывающей
способности, чистоты масла. С повышением температуры масла
адсорбционный слой ослабляется, а при достижении критической температуры
150-200 °С, на грани прочности пленки и сухого трения, разрушается. Масла с
высокими противоизносными свойствами способны формировать для предупреждения
изнашивания такой режим трения, который исключает непосредственный контакт
трущихся поверхностей металлов. Поэтому возможное в данном случае
изнашивание вызывается цикличностью нагрузок на отдельных участках
поверхностей трения и усталостными разрушениями металла (усталостные трещины
в галтелях коленчатых валов). О смазывающей
способности («маслянистости») масла судят по его химическому
составу, вязкости, наличию присадок. На маслянистость влияют содержащиеся в
маслах и обладающие высокими поверхностно-активными свойствами смолистые
вещества, высокомолекулярные кислоты, сернистые соединения. Рис.2.9. Всесезонное
моторное масло на минеральной основе «ТНК Дизель Супер» Рис.2.10. Универсальное
минеральное моторное масло « Юкос U-tech City» Рис.2.11. Минеральное
всесезонное универсальное моторное масло BP Visko 2000 Для снижения потерь на трение в
моторные масла вводят антифрикционные присадки, основой которых служат
беззольные органические соединения, содержащие благородные элементы (никель,
кобальт, хром, молибден). Малорастворимые поверхностно-активные вещества
такого типа образуют в узлах трения многослойные защитные пленки с внедрением
легирующих металлов в зону трения. Особое место при этом принадлежит
молибдену, атомы которого способны связывать атомы железа и образовывать
структуры, стойкие к питтингу (местному выкрашиванию металла),
фреттинг-коррозии и др. Более того, только этот металл образует в результате
окисления поверхностных слоев оксиды, температура плавления и твердость
которых на порядок ниже, чем у металла поверхности трения. Противоокислительные свойства
характеризуются стойкостью масла к окислению и полимеризации в
процессе работы двигателя, а также разложению при хранении и
транспортировании. Продолжительность работы масла
в двигателе зависит от его химической стабильности,
под которой понимается способность масла сохранять свои первоначальные
свойства и противостоять внешнему воздействию при нормальных температурах. На стабильность моторных масел
оказывают влияние следующие факторы: химический состав, температурные
условия, длительность окисления, каталитическое действие металлов и
продуктов окисления, площадь поверхности окисления, присутствие воды и
механических примесей. Повышенное давление воздуха ускоряет процесс
окисления масла, так как усиливается процесс его взаимной диффузии с воздухом.
На процесс окисления решающее
влияние оказывает температура. Масла, хранящиеся при температуре 18-20 °С,
сохраняют свои первоначальные свойства в течение 5 лет. Начиная с 50-60 °С,
скорость окисления удваивается с увеличением температуры на каждые 10 °С.
Поэтому высокая тепловая напряженность деталей форсированных двигателей, с
которыми приходится контактировать моторному маслу, и взаимодействие с
прорывающимися в картер газами из камер сгорания (на такте сжатия их
температура составляет около 150-450 °С для бензиновых двигателей и около
500-700°С для дизелей) резко ухудшают условия их работы. Рис.2.12. Универсальное
всесезонное минеральное моторное масло Consol SF / CC Рис.2.13. Всесезонное
моторное масло на минеральной основе Castrol GTX Повышение тепловой напряженности
моторных масел связано также с отдельными конструктивными решениями:
использование наддува; применение герметизированной системы охлаждения
(увеличивает температуру поршня на 10-20 °С); уменьшение объема системы
смазки двигателя; масляное охлаждение поршней и др. Термоокислительную стабильность
определяют как устойчивость масла к окислению в тонком слое при повышенной
температуре методом оценки прочности масляной пленки. Для замедления реакций
окисления и уменьшения образования отложений в двигателе в масла вводят
противоокислительные присадки. Детергентно —
диспергирующим (моющим) свойством масла называют его
способность препятствовать слипанию углеродистых частиц и удерживать их в
состоянии устойчивой суспензии, что значительно снижает процессы образования
лаковых отложений и нагара на горячих поверхностях деталей двигателя. При использовании масел с
хорошими диспергирующими свойствами детали двигателей выглядят чистыми, как
бы вымытыми, отсюда и появление термина «моющие». Диспергирующие свойства масел
оценивают в баллах от 0 до 6 по методу ПЗВ. Образование лаковых отложений на
деталях двигателя, работающего на маслах с моющими присадками, уменьшается в
3-6 раз, т.е. с 3-4,5 до Моющие присадки бывают
зольными и беззольными. Зольные присадки содержат бариевые и кальциевые соли
сульфикислот (сульфонаты), а также алкилфеноляты щелочноземельных металлов
бария и кальция. Масла с зольными присадками в количестве 2-10 %, сгорая,
образуют золу, прилипающую к поверхности деталей. Беззольные моющие присадки
не образуют золы при сгорании масел, так как не содержат металлов. Коррозионные свойства масел
зависят от наличия в них органических кислот, перекисей и других продуктов
окисления, щелочей и воды. Рис.2.14. Минеральное моторное масло LiguiMoly Touring High Tech Motoroil (арт. 1946) Рис.2.15. Минеральные
моторные масла ESSO Uniflo, ESSo Uniflo Diesel Коррозионность свежего масла, в
котором присутствуют природные органические кислоты и сернистые соединения,
незначительна, но резко возрастает в процессе эксплуатации. Присутствие в
свежих маслах органических (нафтеновых) кислот связано с их неполным
удалением в процессе очистки. Коррозионное действие масел
связано также с содержанием в них 15-20 % сернистых соединений в виде
сульфидов и компонентов остаточной серы, которые при высоких температурах
приводят к выделению сероводорода, меркаптанов и других активных продуктов.
В условиях высоких температур сернистые соединения особенно
агрессивны по отношению к серебру, меди, свинцу. В процессе использования
масла содержание кислот в нем возрастает в 3-5 раз, что зависит от его
химической стабильности, содержания антиокислителей и условий работы. Оценку коррозионной стойкости
производят по кислотному числу, которое для свежих масел не превышает 0,4 мг
КОН на 1 г масла. В коррозионном отношении эта концентрация практически не
опасна. Коррозионные процессы в
двигателях замедляют нейтрализацией кислых продуктов путем введения
антикоррозионных присадок; замедлением процессов окисления путем добавления
в масла антиокислительных присадок; созданием на поверхности металла (при
изготовлении деталей) стойкой защитной пассивированной пленки из органических
соединений, содержащих серу и фосфор. Известны присадки и ингибиторы
коррозии и их композиции, которые снижают все виды износа. Подбор масла с
оптимальными значениями эксплуатационных свойств зависит от конструкции и
режима работы узла трения. Вязкость — одно из важнейших
свойств масла, имеющее многостороннее эксплуатационное значение. От вязкости
в значительной степени зависит режим смазки пар трения, отвод тепла от
рабочих поверхностей и уплотнение зазоров, энергетические потери в двигателе,
его эксплуатационные свойства. Быстрота пуска двигателя, прокачивание масла
по системе смазки, охлаждение трущихся поверхностей деталей и их очистка от
загрязнений также зависят от вязкостно-температурных свойств масла. Масла повышенной вязкости используются
для высоконагруженных, низкооборотных или работающих в условиях напряженного
теплового режима двигателей. При этом, чем выше вязкость масла в работающем
двигателе, тем Надежнее уплотнения, меньше вероятность прорыва газов, ниже
угар масла. Поэтому масла с большой вязкостью применяют в случаях, когда
двигатель изношен, Зазоры увеличены или условия эксплуатации характеризуются
высокой запыленностью, повышенной температурой, изменяющимися в больших
пределах нагрузками. Масла с меньшей вязкостью применяют
для легконагруженных высокооборотных двигателей. Они облегчают пуск
двигателя, лучше прокачиваются по системе смазки и очищаются от механических
примесей, обеспечивают хороший отвод тепла от рабочих поверхностей деталей. Температура масла значительно
влияет на его кинематическую вязкость. С понижением температуры вязкость
увеличивается, а с повышением — уменьшается. Чем меньше перепад вязкости в
зависимости от температуры, тем в большей степени масло удовлетворяет
эксплуатационным требованиям. Увеличение вязкости масел с
понижением температуры приводит к значительным трудностям при использовании
автомобилей, особенно в зимнее время года при пуске двигателей. При
отрицательных температурах в диапазоне от -10 °С до -30 °С резко
увеличивается момент сопротивления проворачиванию коленчатого вала
двигателя, медленнее достигается минимальная пусковая частота вращения,
ухудшается подача масла к трущимся поверхностям деталей. Надежный пуск бензиновых
двигателей осуществляется при значениях частоты вращения коленчатого вала в
пределах 35-50 мин-1 при температуре окружающего воздуха -10 °С - 20 °С, а
дизелей с различным способом смесеобразования — в среднем в интервале
100-200 мин-1 при температуре 0 °С. Вязкость моторного масла, при которой
пусковая система современных двигателей различной конструкции не
обеспечивает вращения коленчатого вала, изменяется в пределах (4-10)103 мм2/с. Поэтому для обеспечения пуска двигателя в холодное время моторные масла
должны обладать низкой вязкостью при отрицательных температурах. |
Автор: Шевырева Е.А., разработчик: Родионова И.В.,
исполнитель: Курин В.П.