<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>


Тема 3.4. «Особенности синтетических и полусинтетических моторных масел»


 

Синтетические и полусинтетические моторные масла, обладающие по ряду эксплуатационных свойств лучшими, чем нефтяные (минеральные) масла, пока­зателями, находят в настоящее время все большее применение.

К достоинствам синтетических и полусинтетических моторных масел отно­сятся:

•  значительно более высокий индекс вязкости, чем у минеральных масел ана­логичных и даже лучших марок и сортов;

•  лучшая вязкостно-температурная характеристика некоторых синтетических масел в зоне отрицательных температур, а так­же более низкая температура потери подвижно­сти обеспечивают более легкий пуск двигателей

при более низких температурах окружающего воздуха;

•  меньшая склонность к образованию низкотем­пературных отложений способствует нормаль­ной эксплуатации двигателей в районах Край­него Севера;

•  высокие показатели вязкости при рабочих тем­пературах 250-300°С (в 3-5 раз выше равновязких им минеральных масел при температуре 100°С) обеспечивают гарантированные условия гидродинамической смазки до более высоких температур и термическую стабильность;

низкая испаряемость и малая склонность к образованию высокотемпературных отложений позволяют использовать эти масла в высокофорсированных теплонагруженных двигателях и при эксплуатации автомобилей в условиях жаркого климата;

Рис.2.23. Универсальное всесезонное полусинтетическое моторное масло «Super Leichtlauf»

Рис.2.34. Полусинтетическое моторное масло « Nordix »

Рис.2.25. Полусинтетическое моторное масло « MoS 2 Leichtlauf »

Рис.2.36. Полусинтетическое универсальное всесезонное моторное масло BP Visko 3000

•  синтетические масла обеспечивают хорошее состояние двигателя, так как характеризуются лучшими противоокислительными, диспергирующими свойствами и механической стабильностью, равными или лучшими (в зави­симости от синтетической основы) противоизносными и противозадирными характеристиками;

•  большой срок службы синтетического масла до замены и меньший расход на угар сокращает его эксплуатационный расход на 30-40 %;

•  применение синтетических моторных масел на 4-5 % снижает расход топ­лива благодаря созданию оптимальных условий трения.

Основные показатели нефтяного (минерального) масла и синтетических моторных масел представлены в табл. 2.3.

Таблица 2.3. Основные показатели синтетичсеких и минеральных моторных масел

Наименование показателей

Нефтяное (минеральное масло)

Синтетические масла

Диэфирные

Полиалкен-гликолевые

Полисил-оксановые

Фторугле-родные

Вязкость кинематическая, при 100 ˚С, мм2

2,5

3,2

3,2

3,5

-

Индекс вязкости

70

140-150

135-180

270

500

Температура  застывания, ˚С

-40…-73

-43…-63

-53…-63

-63…-100

-3…-23

Температура вспышки, ˚С

149

232

193

315

-

Температурный предел работоспособности, ˚С

220

220

260-300

250

400-500

Потери на испарение при 100 ˚С за 22ч, %

8

0,1

0,1

0,1

0

Рис.2.37. Всесезонное моторное масло с синтетическими компонентами Castrol GTX 5 Lightec

Рис.2.38. Полусинтетическое моторное масла ESSO Ultra , ESSO Ultra Diesel

Рис.2.39. Универсальное всесезонное полусинтетическое моторное масло « Consol -Люкс Турбо»

Рис.2.40. Полусинтетическое моторное масло Ligui Moly Leichtlauf (арт. 1947)

Рис.2.41. Полусинтетическое всесезонное моторное масло для всех современных типов двигателей MANNOL Classic

Рис.2.42. Полусинтетическое всесезонное моторное масло Mobil Super S

Синтетические мо­торные масла в зависимо­сти от основы бывают диэфирными (при их произ­водстве используются сложные эфиры двухоснов­ных карбоновых кислот), полиалкенгликолевыми, полисилоксановыми, фторуглеродными и хлорфто-руглеродными.

Диэфиры, образующи­еся при взаимодействии двухосновных кислот с одноатомнымных кислот с многоатомными спиртами, применяются при производстве синтетических масел наиболее часто. Каталити­ческие процессы этерификации при получении диэфира происходят путем взаи­модействия себациновой кислоты С8Н16(СООН)2, вырабатываемой из касторово­го масла, с изооктиловым спиртом С8Н17Н.

Масла, получаемые на основе диэфиров, превосходят минеральные почти по всем важнейшим эксплуатационным свойствам: имеют более высокие индексы вязкости и низкие температуры застывания, меньшие испаряемость и огнеопас­ность. В то же время диэфирные масла более агрессивны по отношению к деталям из маслостойкой резины, вызывают набухание и размягчение резиновых прокла­док, шлангов и др.

Полиалкенгликоли по своей структуре — простые полиэфиры с длинными це­пями, получаемые взаимодействием различных гликолей и других спиртов с оки­сью этилена, окисью пропилена или их смесями. Молекула полигликоля может содержать одну или несколько свободных гидроксильных групп, замена которых на алкильную эфирную группу приводит к получению эфиров полигликолей. Раз­личные радикалы, вводимые в молекулу полигликоля, влияют на свойства полу­чаемых масел.

Полигликолевые масла, помимо лучших, чем у минеральных, противоизносных свойств, отличаются более пологой вязкостно-температурной характери­стикой, более низкой температурой застывания, имеют высокий индекс вязко-Сти, выдерживают высокие рабочие температуры (до 300 °С), не провоцируют коррозии металлов, а также, в отличие от эфирных масел, не вызывают набухания и размягчения натуральной и синтетической резины. Широкое применение Синтетических масел на полигликолевой основе ограничивается только высокой стоимостью их производства.

Полисилоксаны (силиконы) — полимерные кремнийорганические соединения, находящие все более широкое применение в качестве специальных смазочных масел и жидкостей. В их основе лежит цепочка из чередующихся атомов кремния и кислорода. Углеводородные и другие органические радикалы различного строения закрывают боковые цепи атомов кремния. Практиеское применение в качестве смазочных масел имеют полимеры с метильными радикалами (метилполисилоксаны) и этильными радикалами (этилполисилоксаны).

Рис.2.43. Полусинтетическое моторное масло «Спектрол Капитал»

Полисилоксаны отличаются низкой температурой застывания, имеют поло­гую вязкостно-температурную кривую, термостабильны. Эти масла и масла на их основе химически инертны, не вызывают коррозию стали, чугуна, меди, ла­туни, бронзы, свинца и других металлов даже при нагревании до температуры 150°С. Однако у масел этой группы низкая смазывающая способность и противоизносные свойства, которые несколько улучшаются введением присадок. Поэтому полисилоксаны более перспективны в качестве рабочих жидкостей в гид­равлических системах и гидроамортизаторах, а также для изготовления пла­стичных смазок.

Фторуглеродные масла получают путем замены в углеводородах всех атомов водорода фтором, а хлорфторуглеводородные масла — путем замены атомов водорода частично хлором, а частично фтором.

Фторуглеродные масла обладают хорошими смазочными свойствами. Высо­кие термическая и химическая стабильность, инертность к кислотам и щелочам, минимальная коррозионная агрессивность позволяют использовать их в узлах трения, работающих при высоких температурах в атмосфере химически актив­ных веществ. Однако низкая температура кипения и высокая температура за­мерзания при очень крутой вязкостно-температурной кривой исключают их при­менение в качестве моторных масел.

Хлорфторуглеводородные масла характеризуются более высокой темпера­турой кипения, лучшими вязкостно-температурными свойствами и смазываю­щей способностью, но несколько худшими термической и химической стабиль­ностью.

Синтетические масла объединяют в себе свойства самых маловязких зим­них и вязких летних классов ( SAE 5 W -50 и SAE OW -40) и имеют обозначение Fully Synthetic , что переводится как «полностью синтетическое». Стоимость синтетических моторных масел в среднем в 2-3 раза выше минеральных. Тем не менее, применение их целесообразно не только с эксплуатационной точки зрения, но и с экономической, так как они обладают большим сроком службы в двигателях до замены и меньшим расходом на угар.

Полусинтетические моторные масла – это минеральные масла, улучшенные благодаря специальной технологии очистки и содержащие синтетические добавки или 30-40 % синтетиче­ской основы. Обозначаются они как Semi - Synthetic . Такие масла обладают лучшими экс­плуатационными свойствами и, конечно, дороже минеральных, однако дешевле полностью син­тетических.

Переход на хорошо очищенные минеральные, полусинтетические и синтетические масла облег­чает пуск двигателя при низких (до -40 °С) темпе­ратурах и экономит 2-5 % топлива за счет снижения потерь на трение в гидродинамическом режиме смазки.

Рис.2.44. Полусинтетическое моторное масло Texaco Havoline Extra

Рис.2.45. Рекомендуемые температурные диапазоны применения моторных масел раз­ных классов вязкости по SAE .

При всесезонной эксплуатации автомобиля в условиях Москвы и Московской области ориентировочно могут быть рекомендованы к применению зимой масла вязкостью (по SAE ) OW -40, 5 W -30 и 10 W -40, а летом — 5 W -50 и 15 W -40. Однако эти общие рекомендации не учитывают всех особенностей состояния и условий эксплуатации конкретного автомобильного двигателя. В качестве температур­ных пределов применения некоторых всесезонных моторных масел можно ори­ентироваться на диаграмму, представленную на рис. 2.45.

Внимание! Смешивание масел одинаковых классов вязкости и качества, но разных производи­телей не допускается. При переходе с одного сорта масла на другой (например, с минерально­го на полусинтетическое или синтетическое), а также при смене масла в двигателях с большим пробегом рекомендуется промывать систему смазки специальным промывочным маслом или специальной жидкостью, добавляя ее в старое масло.

 


<<< К HАЧАЛУ >>>


Автор: Шевырева Е.А., разработчик: Родионова И.В., исполнитель: Курин В.П.

 

Hosted by uCoz