Тема 3.5. «Пути
снижения расхода моторных масел» |
Основная доля потерь масла в
двигателе внутреннего сгорания приходится на угар. Потери масла в результате
его угара зависят от свойств топлива и масла, типа двигателя, технического
состояния и режима эксплуатации автомобиля и др. Схема влияния
физико-химических и эксплуатационных свойств моторного масла на его расход
приведена на рис. 2.46. Угар определяют
как разность между количеством масла, залитым в двигатель, и количеством
масла, слитым при его смене (с учетом количества, добавленного между
сменами). Нормативный расход масла GM
связан с расходом топлива GT уравнением: GM = kGT , где: k - нормативный
коэффициент расхода масла (для карбюраторных двигателей k=0,024; для
четырехтактных дизелей k =0,032; для двухтактных дизелей k -0,075). Рис.2.46. Схема влияния
физико-химических свойств моторного масла на его потери и угар По мере совершенствования
конструкций двигателей и улучшения качества масел значение коэффициента
снижается. Так, для двигателей автомобилей ВАЗ k =0,008. Угар масла существенно зависит
от состояния двигателя, степени износа его деталей (например, поршневых
колец, некоторых уплотнительных элементов), а также от условий и даже манеры
езды. С увеличением частоты вращения коленчатого вала и нагрузки на
двигатель (например, при движении по загородным трассам со значительными
скоростями) угар масла возрастает. Одновременно величина угара масла
косвенно свидетельствует о техническом состоянии двигателя. Уменьшение расхода масла
достигается также понижением удельной (отнесенной к единице мощности)
емкости системы смазки. Такого эффекта добиваются за
счет совершенствования конструкции двигателей (улучшение рабочего процесса,
уплотнений цилиндро-поршневой группы и т.д.), а также уменьшения
интенсивности старения масла (применение масел с большим запасом
эксплуатационных свойств). Благодаря совершенствованию конструкции поршня и поршневых
колец разработчикам автомобильных двигателей удалось добиться существенного
снижения расхода масла на угар, в частности, этому способствуют: • использование поршней,
имеющих минимально допустимые зазоры с гильзой цилиндра и оптимальную
геометрию боковой поверхности (овально-бочкообразной формы); • применение материалов с
малым коэффициентом линейного (объемного) расширения; • снижение рабочих
температур поршней, улучшение их охлаждения; применение специальных покрытий
на днищах поршней и износостойких вставок в канавках под поршневые кольца; • использование поршневых
колец оптимального профиля, расположения и количества; • применение колец с
заданной эпюрой радиальных давлений; • внедрение маслосъемных
колец с эспандерами торсионного и специального профиля; • применение при
изготовлении поршневых колец новых материалов, в том числе высокопрочного
чугуна и износостойких покрытий (хромирование, молибденирование и т.д.). Снижению потерь масла также
способствуют замена масла в двигателе по его фактическому состоянию и отказ
от календарных сроков замены сезонных масел. Состояние масла и необходимость
его замены определяют при его анализе. Если достигнуты наиболее важные
показатели качества работающего масла, предельные значения загрязнений или
изменений параметров, а также при ухудшении работы двигателя, масло заменяют.
Переход на принцип замены масла
в зависимости от выработки агрегатом определенного ресурса также позволяет
существенно сократить затраты на смазочные материалы. В современных
двигателях масло рекомендуется заменять через 10-20 тыс. км пробега в
зависимости от указаний изготовителя двигателя или производителя масла.
Добровольная замена масла водителем автомобиля при меньших пробегах если и
обеспечивает некоторую экономию, связанную с увеличением срока службы
двигателя, то на величину, не сопоставимую с дополнительными затратами на
масло. |
Автор: Шевырева Е.А., разработчик: Родионова И.В.,
исполнитель: Курин В.П.