<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>


Тема 3.5. «Пути снижения расхода моторных масел»


 

Основная доля потерь масла в двигателе внутреннего сгорания приходится на угар. Потери масла в результате его угара зависят от свойств топлива и мас­ла, типа двигателя, технического состояния и режима эксплуатации автомобиля и др. Схема влияния физико-химических и эксплуатационных свойств моторного масла на его расход приведена на рис. 2.46.

Угар определяют как разность между количеством масла, залитым в двига­тель, и количеством масла, слитым при его смене (с учетом количества, добав­ленного между сменами).

Нормативный расход масла GM связан с расходом топлива GT уравнением:

GM = kGT ,

где: k - нормативный коэффициент расхода масла (для карбюраторных двигателей k=0,024; для четырехтактных дизелей k =0,032; для двухтактных дизелей k -0,075).

Рис.2.46. Схема влияния физико-химических свойств моторного масла на его потери и угар

По мере совершенствования конструкций двигателей и улучшения качества масел значение коэффициента снижается. Так, для двигателей автомобилей ВАЗ k =0,008.

Угар масла существенно зависит от состояния двигателя, степени износа его деталей (например, поршневых колец, некоторых уплотнительных элементов), а также от условий и даже манеры езды. С увеличением частоты вращения коленча­того вала и нагрузки на двигатель (например, при движении по загородным трас­сам со значительными скоростями) угар масла возрастает. Одновременно величи­на угара масла косвенно свидетельствует о техническом состоянии двигателя.

Уменьшение расхода масла достигается также понижением удельной (отне­сенной к единице мощности) емкости системы смазки.

Такого эффекта добиваются за счет совершенствования конструкции двига­телей (улучшение рабочего процесса, уплотнений цилиндро-поршневой группы и т.д.), а также уменьшения интенсивности старения масла (применение масел с большим запасом эксплуатационных свойств). Благодаря совершенствованию

конструкции поршня и поршневых колец разработчикам автомобильных двига­телей удалось добиться существенного снижения расхода масла на угар, в част­ности, этому способствуют:

•  использование поршней, имеющих минимально допустимые зазоры с гиль­зой цилиндра и оптимальную геометрию боковой поверхности (овально-бочкообразной формы);

•  применение материалов с малым коэффициентом линейного (объемного) расширения;

•  снижение рабочих температур поршней, улучшение их охлаждения; приме­нение специальных покрытий на днищах поршней и износостойких вставок в канавках под поршневые кольца;

•  использование поршневых колец оптимального профиля, расположения и количества;

•  применение колец с заданной эпюрой радиальных давлений;

•  внедрение маслосъемных колец с эспандерами торсионного и специально­го профиля;

•  применение при изготовлении поршневых колец новых материалов, в том числе высокопрочного чугуна и износостойких покрытий (хромирование, молибденирование и т.д.).

Снижению потерь масла также способствуют замена масла в двигателе по его фактическому состоянию и отказ от календарных сроков замены сезонных масел. Состояние масла и необходимость его замены определяют при его ана­лизе. Если достигнуты наиболее важные показатели качества работающего мас­ла, предельные значения загрязнений или изменений параметров, а также при ухудшении работы двигателя, масло заменяют.

Переход на принцип замены масла в зависимости от выработки агрегатом определенного ресурса также позволяет существенно сократить затраты на сма­зочные материалы. В современных двигателях масло рекомендуется заменять через 10-20 тыс. км пробега в зависимости от указаний изготовителя двигателя или производителя масла. Добровольная замена масла водителем автомобиля при меньших пробегах если и обеспечивает некоторую экономию, связанную с увеличением срока службы двигателя, то на величину, не сопоставимую с допол­нительными затратами на масло.


<<< К HАЧАЛУ >>>


Автор: Шевырева Е.А., разработчик: Родионова И.В., исполнитель: Курин В.П.

 

Hosted by uCoz