Тема 3.6.
«Классификация отечественных и зарубежных моторных масел» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Руководства по эксплуатации автомобилей допускают
применение моторных масел различных фирм-производителей, объединенных общей
классификацией по вязкостным и эксплуатационным свойствам. На упаковке с названием
фирмы-изготовителя обязательно присутствуют буквенные и цифровые
обозначения. Маркировка моторных масел
российского производства производится по ГОСТ 17479.1-85. В соответствии с
этим стандартом моторные масла по вязкости делятся на три класса (зимние,
летние и всесезонные), а по эксплуатационным свойствам — на шесть групп,
обозначаемых буквами А, Б, В, Г, Д и Е. Зимние масла нормируются
значением кинематической вязкости при температурах +100 °С и -18 °С, летние —
при температуре +100 °С. Всесезонные масла обозначаются дробью, в числителе
которой указывается класс вязкости зимнего, а в знаменателе — летнего масла
(табл. 2.4). Кинематическая вязкость при температуре -18 °С определяется по
номограмме до введения в действие стандарта на определение динамической
вязкости при температуре ниже О °С. Рекомендуемые для применения в
автомобильных двигателях группы моторных масел отечественного производства в
зависимости от эксплуатационных свойств представлены в табл. 2.5. Структура обозначений моторных масел
включает группу букв и цифр. Буква «М» указывает на принадлежность к
моторным маслам. Следующие через дефис цифры характеризуют класс
кинематической вязкости (см. табл. 2.4). При обозначении дробными цифрами в
числителе указывается класс вязкости масла при температуре -18 °С, а в
знаменателе — класс вязкости при температуре +100 °С. Прописные буквы после
цифр указывают на принадлежность к группе масел по эксплуатационным
свойствам (см. табл. 2.5). Индекс «1» у букв обозначает масла для
карбюраторных двигателей, а «2» — для дизелей. В необходимых случаях применяют
дополнительные индексы: «з» — масло, содержащее загущающую присадку; «цл» —
для циркуляционных и лубрикатор-ных смазочных систем; «рк» — рабоче -
консервационные масла; «20», «30» — значение щелочного числа и т.д. Так, в обозначении масла
отечественного производства М-8В1 буква «М» означает вид смазочного
материала (моторное масло); цифра «8» — класс вязкости (летнее); буква с
индексом «В1» означает, что по эксплуатационным свойствам масло относится к
группе «В» и предназначено для смазывания среднефорсированных карбюраторных
двигателей.
Кинематическая
вязкость, мм2/с, при температуре +100˚С -18˚С, не более
В обозначении масла
отечественного производства М-10Г2 к буква «М» означает моторное масло;
цифра «10» — класс вязкости (летнее); буква «Г» с индексом «2» означает, что
по эксплуатационным свойствам масло относится к группе «Г» и предназначено
для смазывания высокофорсированных дизелей без наддува; буква «к»
свидетельствует о том, что масло используется для автомобилей КамАЗ. В обозначении масла
отечественного производства М-63/10В буква «М» означает моторное масло;
индекс «6 з /10» — класс вязкости (всесезонное), буква «з» означает, что
масло имеет загущенную присадку, улучшающую вязкостно-температурные свойства
масла, и предназначено для применения в качестве всесезонного сорта; буква
«В» без индекса означает, что по эксплуатационным свойствам это масло
универсальное и предназначено для смазывания карбюраторных и дизельных
двигателей. Основные характеристики
отечественных моторных масел по ГОСТ 10541 -78 и ОСТ 38-01-370-84 для
карбюраторных автомобильных двигателей приведены в табл. 2.6, а для дизелей
по ГОСТ 8581-78 — в табл. 2.7. В США и странах Западной Европы
моторные масла маркируют в соответствии с их вязкостью (по классификации SAE
— Общества американских автомобильных инженеров). Эксплуатационные свойства
моторных масел определяются по классификациям, разработанным API
(Американский нефтяной институт) и АСЕА (Ассоциация европейских
производителей автомобилей), которая в 1996 г. Сменила ССМС (Комитет
изготовителей автомобилей Общего рынка). Таблица 2.6.Характеристики отечественных моторных масел для карбюраторных двигателей Марки моторных масел М-8А М-8Б1 М-8В1 М-12Г1 М-8Г1 М-б3/10Г1 М-53/10Г1 М-43/6Г1 М-б3/10В М-б3/12Г1 М-43/6В1 М-8В Вязкость кинематическая, мм2/с: при 0˚С, не более 7,5-8,5 7,5-8,5 7,5-8,5 11,5-12,5 7,5-8,5 9,5-10,5 9,5-10,5 Не менее 6 9,5-10,5 Не менее 12 5,5-6,5 9,5-10,5 Индекс вязкости, не менее 90 90 90 95 100 125 120 140 110 115 125 93 Щелочное число, мг КОН на 1г масла, не менее 1,2 3,4 4,0 8,5 8,5 10,5 - 5,5 5,5 7,5 5,5 4,2 Температура вспышки в открытом тигле,
˚С, не ниже 200 200 200 220 210 210 170 165 190 210 165 207 Температура застывания, ˚С, не выше -25 -25 -25 -20 -30 -32 -36 -42 -40 -30 -42 -25 Зольность сульфатная, %., не более - 1,0 0,95 1,3 1,3 1,65 - - - 1,3 1,3 0,95 Массовая доля механических примесей, %, не более - - - - - 0,015 0,015 - - 0,015 0,02 0,015 Плотность при температуре +20 ˚С, кг/м3, не более 900 900 900 900 900 - - - - - - 900
Таблица 2.7. Характеристики отечественных моторных масел для дизельных двигателей
Наименование показателей
Марки моторных масел М-8Б2 М-10Б2 М-8Г2 М-10Г2 М-8Г2к М-10Г2 М-8ДМ М-10ДМ Вязкость кинематическая, мм2/с: при 0˚С 7,5-8,5 10,5-11,5 7,5-8,5 10,5-11,5 7,5-8,5 10,5-11,5 8,0-8,5 Не менее 1,1 Индекс вязкости, не менее 90 85 85 85 95 95 102 90 Щелочное число, мг КОН на 1г масла, не менее 3,5 3,5 6,0 6,0 6,0 6,0 8,5 8,2 Температура вспышки в открытом тигле,
˚С, не ниже 200 205 200 205 210 220 195 220 Ттемпература застывания, ˚С, не выше -25 -15 -25 -15 -30 -18 -30 -18 Зольность сульфатная, %., не более - 1,3 1,65 1,65 1,15 1,15 1,5 1,5 Массовая доля механических примесей, %, не более 0,015 0,015 0,015 0,015 0,015 0,015 0,015 0,015 По классификации SAE моторные
масла делят на летние, зимние и всесезонные. В зависимости от
вязкостно-температурных показателей моторных масел классификация SAE J -300
включает 5 летних и 6 зимних классов (табл.2.8). Масла маркируют следующим
образом: летние — SAE 20, 30, 40, 50, 60 (цифра означает вязкость в секундах
Сейболта при температуре +98,9 °С); зимние — SAE OW, 5 W, 10 W, 15 W, 20
W, 25 W (цифра означает вязкость в секундах Сейболта при температуре -17,8
°С, a « W » — первая буква от слова « Winter » — зима); всесе-зонные
(загущенные) масла обозначаются двойной нумерацией. Например, SAE 10 W -50
означает, что данное масло при температуре -17,8 °С соответствует по SAE
вязкости 10, а при температуре +98,9 °С соответствует по SAE вязкости 50. Чем выше число, входящее в
обозначение класса, тем выше вязкость масел, относящихся к нему. Масла,
имеющие класс вязкости больше, чем 60 W, в автомобильных двигателях не
применяются. Классификация по условиям
эксплуатации API подразделяет масла на две категории: S – категория «Сервис»
(для бензиновых двигателей), С — коммерческая категория (для дизельных
двигателей). Маркировка моторных масел
складывается из букв латинского алфавита: S или С обозначают категорию масла
применительно к типу двигателя (бензиновый или дизельный), а вторая буква
обозначает уровень эксплуатационных свойств.
Таблица 2.8. Классификация моторных масел по вязкости - SAE J-300(декабрь 1995 г)
Класс
вязкости Низкотемпературная
вязкость Высокотемпературная
вязкость Проворачиваемость
МПа с, max, при
температуре, ˚С Прокачиваемость
МПа с, max, при
температуре, ˚С Кинематическая
вязкость, мм2/с, при 100 ˚С При
высокой скорости сдвига МПа с, min, при 150 ˚С и 106 с-1 min max Зимние: Летние: Примечание. Показатель
проворачиваемости определяют на имитаторе холодного пуска CCS ( ASTM D 2602);
показатель прокачиваемости определяют на миниротационном вискозиметре MRV ( ASTM
D 4684); показатель кинематической вязкости определяют по стеклянному
водоврному вискозиметру ( ASTM D 445); показатель высокотемпературной
вязкости при сдвиге определяют на коническом имитаторе подшипника ( ASTM D
4683) Например, масла с обозначениями
API SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ предназначены для бензиновых
двигателей, а масла API СА, СВ, СС, CD, СЕ, CF — для дизельных. Чем ближе к
началу латинского алфавита вторая буква в маркировке масла, тем меньшим
требованиям отвечает даннное масло и наоборот. Универсальные масла, имеющие
сдвоенное обозначение API SG / CD, API SJ / CF, пригодны как для
бензиновых, так и для дизельных двигателей. Классы дизельных масел CD и CF
подразделяются на предназначенные для четырех- и двухтактных дизелей.
Последние обозначаются CD II и CF -2. Уровень эксплуатационных
свойств, характеризуемый второй буквой в маркировке масла по классификации
API, определяется по табл. 2.9. Европейская классификация
эксплуатационных свойств АСЕА (1998 г.), предъявляя более жесткие требования
к маслам, содержит 9 категорий и делит масла по назначению: А — для
бензиновых двигателей легковых автомобилей (А1-96, А2-96 и АЗ-96); В — для
дизелей легковых автомобилей (В1-96, В2-96 и ВЗ-96); Е — для дизелей грузовых
автомобилей (Е1 -96, Е2-96 и ЕЗ-96). Эксплуатационные свойства указанных
категорий двигателей приведены в табл. 2.10. В 2002 г. Была принята новая
классификация моторных масел по АСЕА (табл. 2.10 а). В маркировку современных
моторных масел входит также «одобрение» заводов-производителей автомобилей.
Оно изображается фирменным знаком ил' кодом (табл. 2.11) и означает одобрение
применения данного масла на автомобилях этого изготовителя.
Таблица 2.9.Классификация API моторных масел по эксплуатационным свойствам
Классификационные категории двигателей Бензиновые двигатели (категория S) Дизельные двигатели (категории С) Классы Характеристики двигателей Классы Характеристики двигателей SA Двигатели, работающие в легких условиях CA Дизели, работающие при умеренных нагрузках на
малосернистом топливе SB Двигатели, работающие при умеренных нагрузках CB Дизели без надува, работающие при повышенных нагрузках на
сернистом топливе SC Двигатели, работающие с повышенными нагрузками (модели
выпуска до CC Дизели, в том числе с умеренным надувом, работающие в
тяжелых условиях SD Двигатели, работающие в тяжелых условиях (модели выпуска
до CD Дизели легковых автомобилей с одним турбонаддувом (модели
до SE Двигатели, работающие в тяжелых условиях (модели выпуска
до CD II То же с учетом специфических требований двухтактных
дизелей SF Двигатели автомобилей иностранного производства выпуска
1980- CE Дизели грузовых автомобилей, с надувом (модели выпуска до SG Двигатели европейских, американских автомобилей выпуска
1989- CF Дизели легковых автомобилей с одним или двумя турбонаддувами
«битурбо», выпуска с SH Двигатели европейских, американских автомобилей выпуска
1993- CF-2 Улучшенные характеристики CD II для
двухтактных двигателей SJ Двигатели европейских, американских автомобилей выпуска с
конца 1996г. CF-4 Высоконагруженные дизели грузовых автомобилей выпуска до CG-4 Высоконагруженные дизели грузовых автомобилей выпуска с Маркировка моторного масла для
европейского рынка должна содержать 4 параметра: вязкость (по SAE ), эксплуатационные
свойства по американской ( API ) и европейской (АСЕА) классификациям,
одобрение фирм-производителей автомобилей. Пример маркировки моторного
масла: SAE 5 W -50; API SJ / CF АСЕА АЗ-96, В3-96; MB 229.1, BMW, VW
501.01/505.00, Porsche . Указанная маркировка означает: • по
вязкостно-температурным свойствам SAE 5 W -50 данное моторное масло
относится к всесезонным маслам, сочетающим в себе зимний ( SAE 5 W ) и летний
( SAE 50) классы вязкости; • эксплуатационные
свойства API SJ / CF по американской классификации API свидетельствуют, что
масло может быть использовано для бензиновых двигателей легковых
автомобилей, выпускаемых с конца 1996 г. ( SJ ), а также Для дизелей легковых
автомобилей, выпускаемых с 1993 г. ( CF ); • эксплуатационные
свойства АСЕА АЗ-96 и ВЗ-96 по европейской классификации АСЕА
свидетельствуют, что это масло экстракласса для бензиновых двигателей
скоростных легковых автомобилей, предъявляющих особые требования к
противоокислительным, вязкостным и противоизносным свойствам (АЗ-96), а также
масло экстракласса для легковых дизельных двигателей с турбонаддувом (ВЗ-96);
Таблица 2.10. Классификация эксплуатационных свойств моторных масел по ACEA (1998 г.)
Категория масла Характеристики Назначение «А» - бензиновые двигатели легковых автомобилей А1-96 Предотвращение образования отложений на поршне и шлама,
стойкость к высокотемпературному окислению, зашита от износа Масло с максимальным топливосберегающим эффектом. Новый
стандарт для моторных масел с низким значением вязкости при 150 ˚С
(без турбонаддува) А1-98 То же, что и А1-96 То же, что и А1-96, но с лучшими энергосберегающими
характеристиками А2-96 То же, что и А1-96, но с лучшей защитой подшипников Стандартный класс для двигателей современных и
перспективных автомобилей, используемых на скоростных автострадах (с
турбонаддувом и без него) А3-96 То же, что и А2-96, но с лучшей стойкостью к
высокотемпературному окислению, чем А1-96 и А2-96 Экстра-класс для двигателей скоростных автомобилей,
предъявляющие особые требования к противоокислительным, вязкостным и
противоизносным свойствам масла (с турбонаддувом и без него) А3-98 То же, что и А3-96, но с лучшей стойкостью к
пенообразованию и высокотемпературному окислению Экстра-класс для двигателей скоростных автомобилей,
предъявляющие особые требования к пенообразованию, противоокислительным,
вязкостным и противоизносным свойствам масла (с турбонаддувом и без него) «В» - дизельные двигатели легковых автомобилей В1-96 Предотвращение образования отложений на поршне,
диспергирование сажи (загущение масла), защита кулачков распределительного
вала от износа Масло с максимальным топливосберегающим эффектом. Новый
стандарт для моторных масел с низким значением вязкости при 150 ˚С
(без турбонаддува) В2-96 То же, что и В1-96, но с лучшей защитой подшипников Стандартный класс, дизели легковых автомобилей с
турбонаддувом и без него В2-98 То же, что и В2-96, но с лучшими эксплуатационными
свойствами Дизели легковых автомобилей с турбонаддувом и без него В3-96 То же, что и В1-96, но с лучшей защитой кулачков
распределительного вала от износа, способность диспергировать сажу и
сохранять вязкостную характеристику Экстра-класс, дизели с турбонаддувом для легковых
автомобилей В3-98 То же, что и В3-96, но с лучшими эксплуатационными
свойствами То же, что и В3-96 В4-98 То же, что и В3-98, но с лучшими эксплуатационными
свойствами То же, что и В3-98 «Е» - дизельные двигатели грузовых автомобилей Е1-96 Лучшие характеристики, чем для Е1-96, по тем же
показателям Стандартный класс, двигатели с высоким наддувом и без
него, работающие в легких и тяжелых условиях, по свойствам (чистота и износ)
лучше, чем Е1-96 Е3-96 Лучшие характеристики, чем для Е2-96, по тем же
показателям. Дополнительно контролируется способность диспергировать сажу и
сохранять вязкостную характеристику Экстра-класс, с отличной способностью диспергировать сажу,
двигатели с высоким наддувом, работающие в особо тяжелых условиях Е4-98 Лучшие характеристики, чем для Е3-96, по тем же
показателям Класс для нового поколения быстроходных дизелей грузовых
автомобилей Е5-98 То же, что Е4-98, но с увеличенным интервалом замены Для быстроходных дизелей грузовых автомобилей нового
поколения с увеличенным интервалом замены масла
Таблица 2.10а. Классификация эксплуатационных свойств моторных масел по ACEA (2002 г.)
Класс масла Категория масла Область применения и свойства масла Бензиновые двигатели легковых автомобилей А А1-02 Двигатели, конструкция которых допускает применение
снижающих трение энергосберегающих масел, маловязких при высокой температуре
(150 ˚С) и большой скорости сдвига (2,6-3,5 мПа с)*. Могут быть не
пригодны для некоторых моделей двигателей, поэтому необходимо
руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля или справочниками А2-96 выпуск 3 Большинство умерено форсированных двигателей с нормальным
интервалом замены масла. Не предназначены для высокофорсированных двигателей А3-02 Высокофорсированные двигатели и/или при увеличенных
интервалах замены масла, рекомендуемых автопроизводителями. Всесезонное
применение маловязких масел. Тяжелые условия эксплуатации, определяемые
производителями двигателей. Масла, стойкие к деструкции** вязкостных
загущающих присадок А4-хх Зарезервирована для перспективных двигателей с
непосредственным впрыском бензина в камеру сгорания А5-02 Высокофорсированные двигатели, конструкция которых
допускает применение снижающие трение энергосберегающих масел, маловязких при
высокой температуре (150 ˚С) и большой скорости сдвига*. Могут быть не
пригодны для некоторых моделей двигателей, поэтому необходимо руководствоваться
инструкцией по эксплуатации автомобиля. Масла, стойкие к деструкции**. Дизели легковых автомобилей и автофургонов В В1-02 Дизели, конструкция которых допускает применение снижающие
трение энергосберегающих масел, маловязких при высокой температуре (150
˚С) и большой скорости сдвига*. Могут быть не пригодны для некоторых
моделей дизелей, поэтому необходимо руководствоваться инструкцией по
эксплуатации автомобиля или справочниками В2-98 выпуск 2 Большинство дизелей (преимущественно с разделенной камерой
сгорания) с нормальным интервалом замены масла. Могут быть не пригодны для
высокофорсированных дизелей В3-98 выпуск 2 Высокофорсированные дизели и/или при увеличенных
интервалах замены масла, рекомендуемых автопроизводителями. Всесезонное
применение маловязких масел. Тяжелые условия эксплуатации, определяемые
производителями двигателей. Масла, стойкие к деструкции** В4-02 Дизели с непосредственным впрыском топлива. Масла, стойкие
к деструкции**. Могут быть использованы в тех же условиях, что и категория
В3-98 выпуск 2 В5-02 Дизели, конструкция которых допускает применение снижающие
трение энергосберегающих масел, маловязких при высокой температуре (150
˚С) и большой скорости сдвига*. Могут быть не пригодны для некоторых
моделей дизелей, поэтому необходимо руководствоваться инструкцией по
эксплуатации автомобиля. Масла, долго работающие и стойкие к деструкции Дизели грузовых автомобилей Е Е2-96 выпуск 4 Большинство дизелей без наддува и с турбонаддувом,
работающие в средних и тяжелых условиях эксплуатации с нормальным интервалом
замены масла Е3-96 выпуск Дизели, выполняющие требования по выбросу токсичных
веществ Евро 1 и Евро 2 и работающие в тяжелых условиях. Допускается
увеличенный интервал замены масла, если это рекомендовано производителем.
Масла обладают высокими моющими свойствами, препятствуют полировке цилиндров,
износу, росту вязкости от накопления сажи, имеют высокую стойкость к старению Е4-99 выпуск 2 Высокофорсированные дизели, выполняющие требования по
выбросу токсичных веществ Евро 1, Евро 2 и Евро 3 и работающие в особо
тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены масла согласно
рекомендациям автопроизводителя. Масла, стойкие к деструкции**,
обеспечивающие лучшую чистоту поршней, меньший износ и рост вязкости из-за
накопления сажи по сравнению с маслами категории Е3-96 выпуск 4 Е5-02 Высокофорсированные дизели, выполняющие требования по
выбросу токсичных веществ Евро 2 и Евро 3 и работающие в особо тяжелых
условиях с увеличенными интервалами замены масла согласно рекомендациям
автопроизводителя. Масла, стойкие к деструкции**, обеспечивающие особо
хорошую частоту поршней, предотвращение полировки цилиндров, износ и
образование отложений в турбокомпрессоре. По сравнению с маслами категории
Е3-96 выпуск 4 обладают меньшим ростом вязкости от накопления сажи и лучшей
стойкостью к старению < Примечания. * —
перемещение слоев масла относительно друг друга; ** — разрушение структуры • коды одобрения
фирм-производителей автомобилей MB 229.1, BMW, 501.01/505.00 и Porsche
указывают, что масло может быть использовано для двигателей легковых
автомобилей фирмы Mercedes - Benz выпуска до 1999 г. ( MB 229.1), одобрено к
применению для двигателей BMW и Porsche, и пользуется как всесезонное масло
( VW 501.01) для двигателей автомоби-
Таблица 2.11. Коды одобрения некоторых фирм-производителей автомобилей
Коды одобрения Характеристика эксплуатационных свойств моторных
масел BMW Только для всесезонных масел (на основе испытаний) Mercedes-Benz(MB) МВ 226.0 – сезонное масло для легковых
автомобилей; МВ 226.1 – всесезонное масло для легковых автомобилей; МВ 226.3
– сезонное масло с увеличенным интервалом замен для легковых автомобилей; МВ
226.5 – сезонное масло с еще более увеличенным интервалом замен для легковых
автомобилей; МВ 229.1 – масло для новых двигателей легковых автомобилей с Volkswagen
– Audi (VW) VW
500.00 – всесезонное; VW
501.01 – всесезонное; VW
505.00 – для двигателей с турбонаддувом; VW Т4 – спецификация, характеризующая увеличение интервала
замены Porsche Только синтетические и полусинтетические масла с
увеличенными интервалами замен, так как Porsche обеспечивает минимальный интервал замены лей Volkswagen и Audi и
двигателей с турбонаддувом ( VW 505.00) этих же заводов-изготовителей. Отечественные масла, имеющие
маркировку по ГОСТ 17479.1-85, стали дополнительно маркироваться и по
международной классификации.
Таблица 2.12. Соответсвие классов вязкости моторных масел и групп условий эксплуатации по ГОСТ 17479.1-85, системам SAE и API
ГОСТ 17479.1-85 Система SAE ГОСТ 17479.1-85 Система API Класс вязкости Группа условий эксплуатации Ориентировочное соответствие
моторных масел по классам вязкости и группам условий эксплуатации по ГОСТ
17479.1-85, системе SAE и системе АРI можно определить по табл. 2.12. |
Автор: Шевырева Е.А., разработчик: Родионова И.В.,
исполнитель: Курин В.П.