<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>


Тема 1.2. «Вода как охлаждающая жидкость»


 

Вода обладает наибольшей охлаждающей способностью, имеет самую высо­кую теплоемкость (4,19 кДж/кг °С), большую теплопроводность, небольшую вязкость ( ν20 = 1 мм2/с), большую теплоту испарения, она пожаробезопасна, не ядовита, дешева и др.

Однако вода обладает и существенными недостатками, затрудняющими ее применение в качестве охлаждающей жидкости. При 0 °С она замерзает со значительным увеличением объема (примерно на 10 %). Это может вызвать разрушение (размораживание) системы охлаждения при температурах окружающего  воздуха ниже 0 °С, так как при этом на стенки блока цилиндров действует давление до2500 МПа.

Вода имеет сравнительно низкую температуру кипения, поэтому рабочая температура ее в открытой системе охлаждения не должна превышать 90 °С. При более высоких температурах вода интенсивно испаряется. В разреженной атмосфере температура кипения воды понижается, поэтому в горных районах с увеличением высоты допустимая предельная температура воды в радиаторе понижается.

При использовании воды в качестве охлаждающей жидкости в системе охлаждения активно образуется накипь, что обусловлено наличием в воде минеральных примесей и растворенных солей. Теплопроводность накипи приблизительно в 100 раз меньше, чем стали, поэтому обильная накипь нарушает тепловой режим работы двигателя вплоть до перегрева и связанных с ним аварийных поломок.

Количество растворенных в воде солей определяет жесткость воды. За едини­цу измерения жесткости принимают миллиграмм-эквивалент (мг-экв.). 1 мг-экв. соответствует содержанию в 1 л воды 20,04 мг ионов Са или 12,16 мг ионов Мд. Же­сткая вода содержит более 6 мг-экв. в 1 л, вода средней жесткости - 3-6 мг-экв. в 1 л, мягкая вода — до 3 мг-экв. в 1 л. Очевидно, что мягкая вода образует мень­ше накипи, поэтому применять ее в системе охлаждения целесообразнее. Как пра­вило, мягкой является атмосферная вода - дождевая или снеговая.

Применение воды в системе охлаждения зимой усложняет эксплуатацию ав­томобилей. Приходится расходовать дополнительное количество топлива для периодического прогрева двигателя во время остановок, сливать воду при хра­нении автомобиля на открытой площадке и вновь заливать ее перед пуском дви­гателя.


<<< К HАЧАЛУ >>>


Автор: Шевырева Е.А., разработчик: Родионова И.В., исполнитель: Курин В.П.

 

Hosted by uCoz