Тема 2.2. «Свойства тормозных
жидкостей» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей
определяются составом основных компонентов, входящих в них. В зависимости от
основы тормозные жидкости делятся на минеральные, гликолевые и силиконовые. Минеральные тормозные
жидкости представляют собой смеси касторового масла, получаемого из масленичной
культуры клещевины, и спирта. Смесь на основе бутилового спирта образует
тормозную жидкость БСК, а смесь на основе этилового спирта — ЭСК. Жидкость на основе касторового масла обладает
хорошими смазывающими и защитными свойствами, она негигроскопична, но имеет
низкую температуру кипения. Поэтому ее нельзя использовать в приводах с
дисковыми тормозами, так как жидкость в их рабочих цилиндрах может достигать
температуры 150 °С, а иногда и более высокой. При отрицательных температурах
вязкость БСК сильно возрастает: при -20 °С работа тормозов затруднительна, а
при -40 °С эта жидкость застывает. Жидкости на основе минеральных масел (ISO 7308)
практически не обладают гигроскопичностью, поэтому температура их кипения
(при отсутствии абсорбции влаги) не снижается. Для обеспечения меньшей
зависимости вязкости от температуры в тормозную жидкость добавляют
специальные присадки. Тормозные жидкости на основе минеральных масел
нельзя смешивать с другими жидкостями, в которых в качестве основы
применяются гликоли, чтобы не допустить набухания резиновых уплотнительных
элементов гидропривода тормозов. Кроме того, при снижении температуры из
раствора будут выпадать сгустки касторового масла, которые могут
препятствовать прохождению жидкости по тормозной системе. Гликолевые тормозные
жидкости изготавливаются на основе различных соединений гликолей. Их свойства
противоположны свойствам касторовых жидкостей. При удовлетворительных
смазывающих свойствах эти жидкости имеют высокую начальную температуру
кипения и низкую температуру застывания, однако, будучи гигроскопичными, при
насыщении влагой снижают температуру кипения. Тормозные жидкости на гликолевой основе, как
правило, соответствуют требованиям международного стандарта DOT 3. Однако если
свободные гидроксилы в их составе частично связаны сложными эфирами с борной
кислотой, образется высококачественная тормозная жидкость DOT 4 (или DOT 4+,
Super DOT ; 4), которая при взаимодействии с влагой полностью ее
нейтрализует. Снижение температуры кипения тормозной жидкости DOT 4 за время
ее эксплуатации по сравнению с жидкостью DOT 3 происходит значительно
медленнее, а потому срок службы тормозной жидкости DOT 4 больше. Силиконовые тормозные
жидкости (SAE J 1705), как и минеральные масла, не абсорбируют влагу.
Накопленная в тормозной жидкости вода в свободном состоянии при нагревании
более 100 °С выпаривается, а при охлаждении ниже 0°С замерзает, что
препятствует нормальной работе тормозной системы. Кроме того, тормозные
жидкости на основе силиконов имеют худшие смазывающие свойства, что
существенно ограничивает их широкое применение. Важнейшими эксплуатационными свойствами тормозных
жидкостей являются: вязкостно-температурные свойства (температура кипения
свежей жидкости, температура кипения увлажненной жидкости, вязкость),
гигроскопичность, совместимость, агрессивность к резиновым уплотнениям и др.
Температура кипения свежей жидкости служит
критическим параметром безопасной работы тормозной системы. Установившаяся
наибольшая температура во всей тормозной системе характеризует величину
сопротивления жидкости тепловым нагрузкам, которые возникают при работе
колесных тормозных цилиндров. При температуре, превышающей точку кипения
тормозной жидкости, растворенные в ней газы резко, увеличивают свой объем.
При этом происходит интенсивное образование воздушных пузырьков испаряющейся
тормозной жидкости, которые вытесняют часть жидкости через компенсационные
отверстия в резервный бачок главного тормозного цилиндра. Нажатие на
тормозную педаль приведет лишь к сжатию и растворению пузырьков газа в
оставшейся жидкости, а необходимого роста давления в системе не происходит,
что приводит к значительному снижению эффективности торможения или к полному
отказу тормозной системы (педаль тормоза при нажатии «проваливается»). Чтобы
этого не происходило, тормозная жидкость, заливаемая в систему, должна
обладать высокой температурой кипения. Гигроскопичность — способность жидкости
поглощать воду из окружающей среды. Негигроскопичная тормозная жидкость предохраняет
тормозную систему от появления в ней воды в свободном виде, химически
связывает ее и препятствует образованию ледяных или паровоздушных пробок в
интервале рабочих температур. Температура кипения
увлажненной жидкости характеризует минимально допустимое значение
установившейся температуры кипения жидкости в зависимости от абсорбированной
влаги в количестве 3,5 % от объема системы. При попадании в систему влаги
точка кипения тормозной жидкости снижается. Абсорбция влаги происходит, в основном, за счет
диффузии воды через гибкие трубопроводы тормозной системы. Поэтому гибкие
соединительные трубопроводы тормозной системы рекомендуется заменять через 1
-2 года эксплуатации автомобиля. Вязкость — свойство, которое
определяется величинами потерь на внутреннее трение в жидкости. Фактически
вязкость жидкости противодействует внешним силам, вызывающим ее течение.
Изменение вязкости является одним из основных критериев оценки пригодности
тормозной жидкости к эксплуатации в интервале рабочих температур.
Значительное изменение вязкости при больших колебаниях температуры не только
влияет на время срабатывания тормозной системы, но и может вывести ее из
работоспособного состояния. Поэтому колебания вязкости, связанные с
условиями эксплуатации, должны быть минимальными. В диапазоне температур от
-40 до + 100 °С вязкость тормозной жидкости должна оставаться по возможности
постоянной. Наиболее чувствительны к изменению вязкости
жидкости тормозные механизмы, оснащенные, антиблокировочной системой тормозов
(АБС), и тормоза автомобилей с автоматической трансмиссией. Совместимость — способность тормозной
жидкости смешиваться с аналогами без вступления их компонентов в химическую
реакцию между собой. Стабильность
физико-химических свойств должна предотвращать расслоение, вспенивание и
выпадение осадков в жидкости при работе и хранении. Химическая инертность — способность жидкости не
вступать в химические реакции с материалами, из которых изготовлены детали
тормозной системы. Коррозионная агрессивность жидкостей не должна оказывать
сильного воздействия на металлические детали тормозной системы автомобилей. Защитные
противокоррозионные свойства обеспечиваются введением в тормозные жидкости
специальных присадок. Увеличение объема резины
в тормозной жидкости после старения нормируется отечественными
стандартами, а для жидкостей иностранного производства не должно превышать 10
%. При значительном увеличении объема прочностные свойства резины существенно
ухудшаются. Таблица 3.3.
Характеристики тормозных жидкостей отечественного производства
Таблица 3.4. Эксплуатационные
свойства тормозных жидкостей иностранного производства Наименование
показателей Нормативные
документы и тип тормозной жидкости FMVSS 116 SAE J 1703 DOT 3 DOT 4 DOT 5 Наименьшая установившаяся температура кипения, ˚С 205 230 260 205 Наименьшая влажностная температура кипения, ˚С 140 155 180 140 Вязкость кинематическая при температуре -40 ˚С, мм2/с,
не более 1500 1800 900 1800 Вязкость кинематическая при температуре +100 ˚С, мм2/с,
не менее 1,5 1,5 1,5 1,5 Даже незначительное загрязнение (минеральным
маслом, растворителями) тормозной жидкости на гликолевой основе может
привести к разрушению резиновых уплотнений и выходу из строя всей тормозной
системы. Свойства жидкостей улучшаются добавлением
присадок. Эксплуатационные характеристики тормозных
жидкостей российского и зарубежного производств представлены соответственно
в табл. 3.3 и 3.4. Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей
иностранного производства содержатся в разработанных Международным
объединением инженеров транспорта (SAE J 1703) и Федеральным обществом по
безопасности транспортных средств США (FMVSS 116) нормативных документах
(табл. 3.4). |
Автор: Шевырева Е.А., разработчик: Родионова И.В.,
исполнитель: Курин В.П.