Тема 2.3. «Ассортимент и
потребительские свойства тормозных жидкостей» |
Промышленность выпускает следующие автомобильные
тормозные жидкости российского производства: БСК, ГТЖ-22М, «Нева», «Томь» и
«Роса» (см. табл. 3.3). Жидкость БСК изготавливается на основе
касторового масла и бутилового спирта в равных количествах с добавкой
красителя. Применяется в гидравлических приводах тормозов и сцеплений грузовых
и легковых автомобилей старых конструкций. Используется в весенне-летний и
осенний периоды времени до температуры -20°С. В летний период в тормозной
системе возможно образование паровых пробок. Попадание воды в систему
приводит к нарушению однородности жидкости и делает ее непригодной к
применению. Жидкость БСК не совместима с тормозными жидкостями
на гликолевой основе и не соответствует международным стандартам. Жидкость «Томь» изготавливается на основе
этилкарбитола и боратов с добавлением загустителей и противокоррозионных
присадок. Рис.3.10. Тормозная
жидкость РосДот 4 Super («Тосол-Синтез», Россия) Рис.3.11. Тормозная
жидкость РосДот 4 Ultra («Тосол-Синтез», Россия) Жидкость обеспечивает надежную работу гидроприводов
тормозов грузовых и легковых автомобилей российского производства и
применяется в качестве всесезонной во всех климатических зонах, кроме
районов Крайнего Севера. Жидкость «Томь» несовместима с БСК, совместима с
тормозной жидкостью «Роса» и соответствует международным стандартам США
FMVSS 116 (тип DOT 3). Жидкость «Роса» изготавливается на основе
борсодержащих олигомеров, окисей алкиленов с добавлением противокоррозионной
и противоокислительной присадок. Жидкость имеет хорошие высокотемпературные
свойства и обеспечивает надежную работу при использовании в тормозных
системах (в том числе в тормозных механизмах дискового типа и при больших
нагрузках во время торможения) всех типов российских легковых автомобилей в
температурном интервале от +50 до -50 °С. Применяется в качестве всесезонной
во всех климатических зонах, кроме районов Крайнего Севера. Жидкость «Роса» несовместима с БСК, полностью
совместима с тормозной I жидкостью «Томь», соответствует международным стандартам
США FMVSS 116 I (тип DOT 4). Жидкость ГТЖ-22М изготавливается на основе
диэтиленгликоля и этилцеллозольва с противокоррозионными присадками,
применяется в качестве всесезонной во всех климатических зонах, кроме
районов Крайнего Севера. Жидкость ГТЖ-22М несовместима с тормозной жидкостью
БСК. Жидкость «Нева» изготавливается на основе
этилкарбитола с добавлением загустителя и противокоррозионных присадок.
Обеспечивает надежную работу в температурном интервале от +50 до -50 "С
и применяется в качестве всесезонной во всех климатических зонах, кроме
районов Крайнего Севера, в гидроприводах тормозов и сцеплений российских
легковых автомобилей, кроме автомобилей ГАЗ. Однако при увлажнении
температура кипения жидкости «Нева» снижается, что, увеличивает вероятность
образования паровых пробок в тормозной системе и повышает коррозионную
агрессивность жидкости к металлам. Жидкость «Нева» не совместима с тормозными
жидкостями «Роса» и «Томь». Смешение «Невы» и БСК не рекомендуется из-за
ухудшения противокоррозионных свойств и разбухания резиновых уплотнительных
манжет. По мере увеличения содержания БСК в «Неве» вязкость смеси увеличивается.
Рис.3.12. Тормозные жидкости Роса-ДОТ 3 и «Нева –
М» («Тосол - Синтез», Россия) Тормозная жидкость MANNOL
DOT 3 Hydraulic Brake Fluid ( SCT , Германия) соответствует требованиям
международных стандартов SAEJ 1703, FMVSS 116И предназначена для
использования в гидравлических системах с барабанными тормозами. Жидкость имеет высокую химическую стабильность
состава, стойка к образованию осадков и отложений, нейтральна ко всем
материалам, применяемым в тормозной системе. Жидкость MANNOL DOT 4
Synthetic ( SCT , Германия) на синтетической основе предназначена для любых
гидравлических тормозных систем автомобилей. Жидкость имеет повышенную надежность благодаря
высокой температуре кипения, химически нейтральна к деталям тормозной
системы, смешивается с тормозными жидкостями на аналогичной основе в
соответствии с указаниями фирм-производителей автомобилей. Жидкость соответствует требованиям международных
стандартов SAE J 1703, ISO 4925. Тормозная жидкость MANNOL
SUPER DOT 4 Synthetic ( SCT , Германия) на синтетической основе
рекомендуется для гидравлических тормозных систем и сцеплений автомобилей. Жидкость имеет высокую температуру кипения, химически
нейтральна к деталям тормозной системы. Смешивается с другими полностью
синтетическими тормозными жидкостями в соответствии с указаниями
заводов-производителей автомобилей. Жидкость соответствует требованиям международных
стандартов SAE J 1703, ISO 4925. Тормозная жидкость StepUp
Brake Fluid DOT 3 (США) предназначена для автомобилей с дисковыми и барабанными
тормозными механизмами. Она совместима с другими жидкостями типа DOT 3 и DOT
4 на гликолевой основе. Температура кипения свежей жидкости составляет
+232 °С, а увлажненной -не менее +140 "С. В своем составе жидкость содержит
ингибиторы коррозии, которые предохраняют детали тормозной системы от
коррозии. Жидкость соответствуют требованиям международных
стандартов FMVSS 116, спецификаций SAE J 1703 nW - B -680 B . Тормозная жидкость StepUp
Brake Fluid DOT 4 (США) предназначена для автомобилей с дисковыми и барабанными
тормозными механизмами. Она совместима с другими жидкостями типа DOT 4 на
гликолевой основе. Температура кипения свежей жидкости составляет
+232 °С, а увлажненной - не менее +155 °С. В своем составе жидкость содержит
ингибиторы коррозии, которые предохраняют детали тормозной системы от
коррозии. Жидкость соответствуют требованиям международных
стандартов FMVSS 116, спецификаций SAE J 1703 nW - B -680 B . Рис.3.13. Жидкость для тормозной
системы и гидропривода сцепления Aspokem DOT 4 ( Aspokem , Финляндия) Рис.3.14. Жидкость для
тормозной системы Aspokem DOT 5.1 ( Aspokem , Финляндия) Рис.3.15. Тормозная
жидкость SK Super Fluid DOT 3/SAE J1703 (ZIC, Ю . Корея ) Тормозная жидкость JB
German Oil Brake Fluid Racing DOT 4 (Германия) с высокими эксплуатационными
свойствами широко используется в спортивных и гоночных автомобилях, а
также в автомобилях, оснащенных антиблокировочной системой тормозов (АБС).
Температура кипения свежей тормозной жидкости
составляет +300 °С, через год эксплуатации автомобиля — не ниже +200 °С.
Однако на спортивных и гоночных автомобилях по соображениям безопасности тормозную
жидкость заменяют после каждого участия автомобиля в соревнованиях. Жидкости JB German Oil
Brake Fluid DOT 4 и DOT 5.1 (Германия) предназначены для гидравлических
приводов тормозных систем автомобилей и мотоциклов. Жидкости соответствуют требованиям всех
производителей автомобилей, включая самые современные типа DOT 5.1.
Превосходят требования международного стандарта США FMVSS 116, международных
стандартов SAEJ 1703 F , ISO 4925. Жидкость ВР Super Disk
Brake Fluid ( BP , Великобритания) изготавливается на; синтетической основе и имеет
высокую температуру кипения. Предназначена для тормозных систем и
гидроприводов сцепления, работающих в интенсивных режимах. Пригодна для всех
тормозных механизмов барабанного или дискового типа. Жидкость не должна использоваться в гидравлических
системах, для которых рекомендуется использовать жидкости на минеральной
основе. Жидкость соответствует требованиям международных
стандартов SAE J 1703, FMVSS 116 'типа DOT 4, NFR 12-640, ISO 4925. Тормозная жидкость Texaco Universal Brake
Fluid ( Texaco Havoline , США) предназначена для
использования в гидравлических приводах тормозов и сцеплений. Она совместима
с любыми тормозными жидкостями на гликолевой основе. Жидкость с температурой
кипения 260 °С отвечает требованиям ведущих производителей автомобилей, в
том числе Ford и Rover в качестве заправки в новые автомобили. Жидкость не
следует использовать в автомобилях Citroen или Rolls - Royce , для которых
требуются тормозные жидкости на минеральной основе. Рис.3.16. Синтетические
ормозные жидкости Comma Brake Fluid DOT 4/ DOT 5.1 ( Comma , Великобритания) Жидкость соответствует требованиям международных
стандартов FMVSS 116, DOT 4. |
Автор: Шевырева Е.А., разработчик: Родионова И.В.,
исполнитель: Курин В.П.