Тема 3.
«Геомодификаторы (PBC -технологии)» |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Препараты для автохимии на основе минералов
естественного и искусственного происхождения получили наименование
«геомодификаторов» или ремонтно-восстановительных составов (РВС-технология)
или ревитализантов. По химическому и фазовому составу они в основном
представляют собою смесь измельченного и модифицированного силиката магния
(серпентина — Mg6{ Si4O10}(OH)8), являющегося формой целого ряда
минеральных руд класса оливинов), конечными химическими соединениями
которого являются форстерит (Mg2SiO4) и фаялит (Fe2SiO4), а также в
незначительных количествах кремнезема (SiO2) и доломита СаМд(СО3)2. Восстановление и упрочнение подвижных соединений
геомодификаторами осуществляется за счет формирования на поверхностях трения
структур повышенной прочности, подавления процессов водородного изнашивания
и охрупчивания металла, повышения термодинамической устойчивости системы
«поверхность трения — смазочный материал». Поверхностно-активные вещества
(ПАВ) металлокерамического восстановителя, после введение в системы
двигателя подготавливают поверхности трения химически (катализ) и физически
(суперфиниш), очищая их от нагара, оксидов, отложений и т.д. Попадая на
поверхности трения вместе с маслом или в составе пластичной смазки, ПАВ
инициируют процесс формирования на трущихся поверхностях металлокерамического
покрытия с высокой износостойкостью и малым коэффициентом трения. Наилучшие результаты эти препараты обеспечивают в
элементах ходовой части. Они обладают высокими смазочными, водо- и
грязеотталкивающими свойствами и потому существенно снижают износ и
температуру в зоне трения, в том числе и в открытых узлах - таких, как цепные
передачи мотоциклов, шарниры карданных валов, подшипники ступиц и т.д. Порядок применения металлокерамических препаратов
для восстановления двигателя приведем на примере СПФ «Живой металл». Для двигателя с разной степенью износа деталей и • слить старое масло и промыть систему
смазки; • залить свежее масло и прогреть двигатель
до температуры охлаждающей жидкости 70-80 °С; • отключить подачу топлива и выработать весь
бензин, оставшийся в трубопроводах системы питания и карбюраторе; • вывернуть свечи и через свечные отверстия
ввести в каждый цилиндр по 5-10 мл состава; • не вворачивая свечи, 5-6 раз включить
стартер на 10 с с интервалом между попытками в 30-40 с.; Рис.4.6.
Водоотталкивающая смазка MANNOL Silicone Spray Antistatisch (SCT , Германия)
Рис.4.7. Добавка в
моторное масло Ceramic Engine Protector (P . M . Xeramic , Нидерланды) •
ввернуть свечи, восстановить подачу топлива и пустить двигатель; • оставшийся состав влить в маслозаливную
горловину. Увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя до 3000-3500
мин-1 и поддерживать ее в течение 10-15 мин. По данным производителя, это
очень важный момент обработки, т.к. снижение частоты вращения или остановка
двигателя могут существенно повлиять на ее результаты; • эксплуатацию автомобиля в первый период
после обработки проводить в режиме обкатки (без перегрузок); • после пробега 1,5-2 тыс. км заменить
масляный фильтр. Моторное масло можно не менять до 50 тыс. км пробега, чем
обеспечиваются наилучшие показатели обработки. При введении геомодификаторов в коробку передач,
раздаточную коробку или картер главной передачи необходимо сразу после
обработки проехать около 10 км, из них 200-300 м задним ходом. Иногда в целях повышения износостойкости деталей
рекомендуется применять геомодификаторы также и на новых двигателях. В этом
случае препараты вводятся непосредственно в моторное масло, при соблюдении
остальных требований по обработке, а смену масляного фильтра рекомендуется
производить после 5-6 тыс. км пробега. При применении препаратов данной группы отмечается
ряд характерных особенностей. • При наличии в смазочном материале свежих
полимерсодержащих присадок или слоистых материалов (дисульфид молибдена,
графит и т.д.) эффективность геомодификаторов резко снижается. • Положительный эффект отмечается в основном
на высоконагруженных стальных поверхностях, имеющих уже изначально высокую
твердость. • Исследованиями, проведенными в
триботехнической лаборатории фирмы «ВПМАвто» (г. Санкт-Петербург) по «методу
энергетических потоков», установлено, что геомодификаторы могут увеличивать
износ хромированного кольца в паре трения хром — чугун до двух раз по
сравнению с базовым вариантом, а также пары трения «вкладыш — шейка
коленчатого вала». Это происходит из-за вдавливания (вкрапления) в более
мягкой материал неразложившихся частиц геомодификатора, которые начинают
таким образом «работать» как микрорезцы, закрепленные в пластичной матрице. • При обработке двигателя геомодификаторами
наблюдается большое выделение свободной воды, которая, разлагаясь, может
повысить водородное изнашивание деталей. • Отмечается нарушение температурной стабильности
обработанного двигателя, вследствие дополнительного теплового сопротивления
металлокерамического слоя (кстати, как и полимерного тоже) отводу тепла от
поршня через поршневые кольца. Все это может привести к перегреву двигателя и
его выходу из строя, особенно на режимах перегрузок. • По этой же причине на ряду со снижением
концентраций в отработавших газах окиси углерода(СО) и углеводородов (СН),
наблюдается почти двукратный рост выхода окислов азота (МОХ). • При применении РВС-технологии в периоды
приработки из-за возросших температур отмечаются случаи дополнительного
сверхнормативного выгорания масла и отпуск (снижение прочностных свойств)
термообработанных поршневых колец. В последнее время появился металлокерамический
препарат Metallic Ceramic Radiator & Block Seal американской фирмы Hi -
Gear Products Inc для безразборного ремонта течи медных, алюминиевых,
пластиковых и композитных радиаторов, прокладок, треснувших головок и блоков
цилиндров. Состав вводится в охлаждающую жидкость и вместе с ней подается в
зону течи (трещины), где формирует металлокерамическую пробку, которая,
соединяясь с воздухом, полимеризуется, расширяется и закрывает течь. Рис.4.8. Металлокерамический герметик Metallic
Ceramic Radiator & Block Seal (Hi - Gea , США) Таблица 4.3. Краткая
характеристика некоторых геомодификаторов
Наименование
препарата Назначение Примечание (состав,
комментарий) NIOD - 5 ООО «Энион - Балтика»,
Россия, Санкт-Петербург Применяются для
обработки поверхностей трения не зависимо от способа нагружения и типа пар
трения: «сталь по стали», «сталь по чугуну»
и др. В основе метода –
процесс Направленной Ионной Диффузии (НИоД). Н основе силикатно –
керамической композиции RVS (ремонтно- восстановительный
состав) “RVS Tec Oy”, Финляндия (по
лицензии) НПО «Руспромремонт», Россия, Санкт-Петербург Получение на
поверхностях трения и контакта деталей машин металлокерамического (МКЭС)
достаточной толщины для компенсации износа Мелкодисперсные
(10-50 мкм) многокомпонентные сухие смеси, включающие в себя силикатные соединения
в различных кристаллических и аморфных фазах Practex Компания “Newmen” Россия,
Санкт-Петербург Получение
металлокерамического покрытия с высокой микротвердостью и износостойкостью,
защитными свойствами против электрохимической коррозии и некоторыми другими
положительными характеристиками Синтезатор
металлов. Силикатно-керамическая композиция. Подается к трущимся поверхностям
при помощи носителя (смазочных материалов и технологических средств) ОМКА «И.С. Лаборатория»,
Россия, Новосибирск Получение на
поверхностях трения защитного органометаллокерами-ческого покрытия,
обладающего высокой микротвердостью и
износостойкостью ОрганоМеталлоКерамика Активная.
Сварочно-смазочный ремонтно-защитный состав. Рассчитан на 75000 км для
двигателя или 150000 км для трансмиссии Motor doctor ЗАО «Промышленные
технологии», Россия, Новосибирск Восстановление
изношенных соединений двигателя (трансмиссии); создания слоя с низким
коэффициентом трения, увеличение износостойкости и срока службы их деталей Содержит
минеральный компонент, образующий металлокерамическое покрытие. Применять
после обкатки агрегата Композиция Supro ООО «Нил Триботех»,
Россия, Санкт-Петербург Восстановление
изношенных или дефектных поверхностей, увеличение ресурса, экономия топлива и
смазочных материалов, снижение затрат на ТО Содержит редкие
природные минеральные компоненты, образующие металлокерамику RUTEC reanimator Компания Vicco, Россия, Москва Повышение
трибологических свойств трущихся соединений ДВС, трансмиссии, топливной аппаратуры
и т.д. 25 мл смеси
углеводородной суспензии с составом ГТМ. Может применяться автомобилистами
самостоятельно |
Автор: Шевырева Е.А., разработчик: Родионова И.В.,
исполнитель: Курин В.П.