Тема 5.
«Слоистые модификаторы трения» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Присадки, отнесенные к данной группе, включают в
свой состав элементы с низким усилием сдвига между слоями, например
дисульфид молибдена ( MoS2), трисульфид молибдена ( MoS3), диселенит
молибдена ( MoSe2), дисульфид вольфрама ( WS2) и тантала ( TaS2),
графит и некоторые другие. Механизм их действия основан на том, что, например,
в кристаллической решетке графита атомы углерода расположены в параллельных
плоскостях, отстоящих друг от друга не более чем на 0,34 нм, а в каждом слое
они размещены в вершинах правильных шестиугольников с длиной стороны 0,14 нм.
Так как силы взаимного притяжения между атомами тем меньше, чем больше
расстояние между ними, то атомные связи в слоях значительно больше, чем между
слоями. Это позволяет графиту при трении без особых усилий смещаться
(срезаться) вдоль слоев, разделяя трущиеся поверхности. Аналогичное строение
имеет и дисульфид молибдена. При работе слоистый материал заполняет
(сглаживает) микронеровности поверхностей трения, вследствие чего до 50 %
снижается коэффициент трения и износ трущихся поверхностей. Данные присадки (модификаторы) необходимо вводить
при каждой замене масла, так как при работе двигателя на чистом масле
происходит интенсивное вымывание частиц графита (дисульфида молибдена и т.д.)
из микронеровностей и вынос их из зоны трения. Диаметр частиц должен быть больше максимальной
высоты микронеровностей, т.е. параметра шероховатости, чтобы разделять
трущиеся поверхности. Поэтому в западных фирмах дисульфид молибдена и графит
перемалываются в шаровых мельницах несколько суток, а затем тщательно
калибруются (просеиваются). В тоже время в отличие от других типов твердых
присадок графит не слипается, не образует конгломератов и практически не
забивает масляные каналы. В трансмиссионных маслах и пластичных смазках, где
опасность деструкции (разложения), выпадения в осадок и засорения фильтров не
столь актуальна, применение смазочных материалов на основе дисульфида
молибдена, графита и других слоистых модификаторов достаточно,эффективно. Присадки, масла и смазки этого класса имеют черный
или темно-серый цвет вследствие содержания в них графита или дисульфида
молибдена, что может являться их отличительной особенностью. Характерные
примеры — моторные и трансмиссионные масла Liqui Moli ,смазка ШРУС-4. Быстрое
потемнение масла при работе двигателя в данном случае не является признаком
«старения» масла. Рис.4.10. Присадка в трансмиссионное масло MANNOL
Getriebeol - Additiv ( SCT , Германия) Таблица 4.5. Краткая
характеристика некоторых слоистых модификаторов
Наименование
препарата Производитель (страна,
регион, ТМ – торговая марка) Назначение Примечание (состав,
комментарий) Oil
Additiv Ligui Moly GmbH,
Германия, Ульм Уменьшение износа и потерь на трение в двигателе, снижение
потребления топлива и масла Антифрикционная присадка в моторное масло с дисульфидом
молибдена, образующим пленку на поверхностях трения Getriebe
oil Additiv Ligui Moly GmbH,
Германия, Ульм Облегчение хода и переключения передач, уменьшение износа
и потерь на трение, увеличение срока службы старых коробок передач Присадка в трансмиссионное масло с дисульфидом молибдена,
сглаживающая неровности на рабочих поверхностях зубчатых колес Motor Elixir SCT – Vertriebe
GmbH, германия, Гамбург (TM - MANNOL) Повышение мощности, уменьшение износа и потерь на трение,
снижение потребления топлива и масла двигателем Восстанавливающая антифрикционная присадка с дисульфидом
молибдена для двигателя Getriebeol
– Additiv Manual / Automatik SCT – Vertriebe
GmbH, германия, Гамбург (TM - MANNOL) Снижение шумов и износа приводов заднего моста, рулевых
механизмов и автоматических коробок передач Присадка в трансмиссионное масло, содержащая дисульфид
молибдена Ravenol Mehrzweckfett Ravensberg
Smirschtoffertriebe GmbH, Германия Для защиты от изнашивания и снижение потерь на трение в
шарнирах Антифрикционная пластичная смазка
с дисульфидом молибдена MX Synthetic
Motor Oil Additive NV.
MARLY SA.,
Бельгия, Брюссель Снижение трения, износа, расхода топлива и увеличение
мощности всех 4-тактных дизельных и карбюраторных двигателей Синтетическая добавка в масло. Содержит графит и
высококачественные синтетические соединения Ceramic
Engine Protector Petromark
Automotive Chemicals BV, Голландия
(TM – P.M.Xeramic) Уменьшает шероховатость трущихся поверхностей, снижает
износ деталей двигателя, работает при температуре до 12000,
увеличивает ресурс Керамическая антифрикционная добавка к моторному маслу на
основе нитрида бора, работающая более 50 тыс. км ZENOX NV.MARLY SA., Бельгия, Брюссель Рекомендуется для всех двигателей в т.ч., оснащенных
прямым впрыском, турбонаддувов, катализатором и т.д. Микрокерамические частицы и
поляризованное синтетическое масло. Образуют стойкую защитную пленку. Не использовать
в период обкатки Anti-Seize
Lubricant Permatex
Inc, США, Салон Снижение коррозии и износа и схватывания различных резьбовых
соединений, работающих в условиях
наличия соли и влаги Противозадирная смазка, содержащая мелкодисперсные частицы
алюминия, меди и графита Renolit
FLM 2 Концерн Fuch,
германия, Мангейм (TM
- TITAN) Для любых соединений, особенно работающих при высоких
переменных нагрузках и скоростях скольжения Универсальная пластичная смазка с
дисульфидом молибдена Megaplex
XD Grease (NLGI2) 76 Lubricants
Co./Unocal 76, США Для ШРУС, обеспечение высокой несущей способности,
сопротивление коррозии и окислению, снижение износа Универсальная литиевая пластичная
смазка с содержанием 3% дисульфида молибдена |
Автор: Шевырева Е.А., разработчик: Родионова И.В.,
исполнитель: Курин В.П.