Оглавление | Назад | Далее | Глоссарий понятий
Транспортная задача, в которой суммарные запасы и потребности совпадают, т. е. выполняется условие называется закрытой моделью; в противном случае – открытой. Для открытой модели может быть два случая:
а) суммарные запасы превышают суммарные потребности: ;
б) суммарные потребности превышают суммарные запасы: .
Линейная функция одинакова в обоих случаях, изменяется только вид системы ограничений.
Открытая модель ТЗ решается приведением к закрытой модели. В случае (а), когда суммарные запасы превышают суммарные потребности, т.е. , вводится фиктивный потребитель (столбец Вn+1), потребности которого
. В случае (б), когда суммарные потребности превышают суммарные запасы, т.е.
, вводится фиктивный поставщик (строка Am+1), запасы которого
.
Стоимость перевозки единицы груза, как до фиктивного потребителя, так и стоимость перевозки единицы груза от фиктивного поставщика полагают равными нулю, так как груз в обоих случаях не перевозится.
После преобразований задача принимает вид закрытой модели и решается обычным способом. При равных стоимостях перевозки единицы груза, от поставщиков к фиктивному потребителю, затраты на перевозку груза реальным потребителям минимальны, а фиктивному потребителю будет направлен груз от наименее выгодных поставщиков. То же самое получаем и в отношении фиктивного поставщика.
Замечание 1. Прежде чем решать какую-нибудь транспортную задачу, необходимо сначала проверять, к какой модели она принадлежит, и только после этого непосредственно составлять распределительную таблицу.
Замечание 2. При составлении первоначального опорного плана методом минимальной стоимости или двойного предпочтения необходимо наименьшую стоимость выбирать только среди стоимостей реальных поставщиков и потребителей, а запасы фиктивного поставщика (потребности фиктивного потребителя) распределять в последнюю очередь. Это позволит получить план, более близкий к оптимальному.
Отмеченное во втором замечании используют также при введении фиктивно запятых клеток.
Рекомендации приведения задачи к обычной ТЗ
При решении конкретных транспортных задач приходится часто учитывать некоторые дополнительные ограничения: невозможность (запрет) поставки груза из Ak в Вi (блокировка), обеспечение пункта Вj , заданным количеством aij единиц груза за счет пункта отправления Ai и т.п. В этих случаях поступают следующим образом:
Находят решение полученной задачи обычными методами или устанавливают ее неразрешимость. Заметим, что исходная ТЗ разрешима лишь в том случае, когда для нее существует хотя бы один опорный план.