Профориентация и выбор
профессии.
Дифференциально-диагностический
опросник (ДДО)
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.Л. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
Текст опросника
1а. Ухаживать за животными |
или |
16. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным |
или |
26. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок |
или |
36. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу, рекламировать, продавать т. п.) |
или |
46. Доводить товары до потребителя |
5а. Обсуждать научно-популярные книги |
или |
56. Обсуждать художественные книги, статьи или пьесы, концерты |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) |
или |
66. Тренировать товарищей (младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) |
или |
76. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством — подъемным краном, трактором, тепловозом |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии) |
или |
86. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище |
или |
96. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных |
или |
106. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений |
или |
116. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять |
или |
126. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности |
или |
136. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты |
или |
146. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п. |
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
или |
156. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице |
или |
166. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий |
или |
176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверстников и младших детей в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т. п. |
или |
186. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания |
или |
195. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада |
или |
206. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Лист ответов
|
|
|
|
|
1 а |
16 |
2а |
26 |
За |
36 |
4а |
46 |
5а |
56 |
6а |
|
66 |
|
7а |
|
76 |
8а |
|
86 |
|
9а |
|
96 |
|
10а |
|
|
106 |
|
На |
116 |
12а |
126 |
13а |
136 |
14а |
146 |
15а |
156 |
16а |
|
166 |
|
17а |
|
176 |
18а |
|
186 |
|
19а |
|
196 |
|
20а |
|
|
206 |
|
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5 столбцов. Каждый из 5 столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков « + ». Название типов профессий по столбцам:
«Человек—Природа» — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
«Человек—техника» — все технические профессии.
«Человек—Человек» — все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
«Человек—Знак»
— все профессии, связанные с обсчетами,
цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
«Человек—Художественный образ» — все творческие специальности.